55.8. Содержание обучения в 3 классе
55.8.1.1. Содержание и ситуации для говорения.
Умение рассказывать, что, где находится в классе, школе.
55.8.1.2. Лексика и речевые образцы.
Стена, дверь, стол, стул, пол, доска, мел, тряпка для доски, прилагательные, обозначающие цвета, послелоги места и наречия, идти, входить, выходить, шагать, жить, быть. Это не стул, это стол, названия животных и птиц.
55.8.1.3. Грамматический материал.
Изменение глаголов по лицам, суффикс -влак. Наречия и послелоги места. Конструкция отрицания: тиде... огыл, тиде.... Полная и краткая форма прилагательных. Направительный, винительный, местный падежи.
55.8.1.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.
А. Горохов "Сентябрь эр" ("Сентябрьское утро"), "Коля, сур коля" ("Серый мышонок"), "Изи улына" ("Мы маленькие"), "Непобежденная Ветлуга", "Пу полат" ("Деревянное здание").
55.8.2. Осенняя пора. Осенью в лесу.
55.8.2.1. Содержание и ситуации для говорения.
Осенняя пора, осенняя погода. Осенью в саду, на огороде, в лесу. Беседы о том, что можно собирать осенью в лесу, в саду, на огороде.
55.8.2.2. Лексика и речевые образцы.
Весна, лето, зима, осень, репа, лук, морковь, огурец, капуста, картофель, листья, грибы, белый гриб, подберезовик, подосиновик, мухомор, опята, груздь, брусника, клюква, журавль, опадать, улетать, собирать. Идет дождь.
55.8.2.3. Грамматический материал.
Отрицательная форма глагола настояще-будущего времени (единственное число), изменение по лицам.
55.8.2.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.
М. Казаков "Тый каласе, шыже кече" ("Ты скажи, осенний день"). Осмин Йыван "Самолет ден Йыван" ("Иван и самолет"), А. Горохов "Чодыраште" ("В лесу"), А. Январев "Понто нерген тушто-влак" ("Загадки о грибах").
55.8.3.1. Содержание и ситуации для говорения.
Количественные числительные до 1000. Игра по ролям "В магазине".
55.8.3.2. Лексика и речевые образцы.
Магазин, деньги, рубль, сахар-песок, рынок, продавать, покупать. Сколько стоит? Сколько?
55.8.3.3. Грамматический материал.
Винительный падеж. Изменение глагола в желательном наклонении по лицам. Повелительное наклонение.
55.8.3.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.
"Ямде лий" гыч анекдот (короткие анекдоты из газеты "Ямде лий"). ("Заяц"). Г. Иванов "Кампетке" ("Конфета"), "Изи чодырат" ("Небольшой лес").
55.8.4.1. Содержание и ситуации для говорения.
Ролевая игра "В магазине одежды". Одежда по времени года.
55.8.4.2. Лексика и речевые образцы.
Платье (рубаха), шуба (тулуп), шапка, платок, пояс, туфли, сапоги, валенки, штаны (брюки), кафтан, надевать, примерить, шить, сшить, нравится, не нравится, тебе идет, нужно, не нужно, одеть, покупать, снять (раздеться), подходит (как раз). Надень! Не надевай!
55.8.4.3. Грамматический материал.
Утвердительная и отрицательная формы повелительного наклонения. Умение использовать глагол в желательном наклонении (во всех лицах). Личные местоимения в винительном и дательном падежах. С помощью притяжательных суффиксов изменять словосочетание "Сынетлан келша" ("Тебе идет").
55.8.4.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.
" ден " (Еж и заяц"), А. Барто " вургем" ("Сто одежек"), ", , куш кает" ("Ты куда собрался, заяц"), загадки.
55.8.5.1. Содержание и ситуации для говорения.
Информация о Республиканском кукольном театре, знакомство с афишей. Ролевая игра "Идем в театр". Сценка с куклами (по сказке "Репка").
55.8.5.2. Лексика и речевые образцы.
Кукольный театр, детский театр, располагаться, начинается, смотреть, показывать, быть, аплодировать, входить в театр, одеваться, резать (кроить), видеть, помогать, достать, держать.
55.8.5.3. Грамматический материал.
Отрицательная форма повелительного и желательного наклонения (единственное и множественное число).
55.8.5.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.
"Кум " ("Три поросенка"), из песни "Ший Пампалче" ("Сереброзубая Пампалче"), "Реве" ("Репка").
55.8.6.1. Содержание и ситуации для говорения.
Зимняя погода. Наступает Новый год. Поздравление с Новым годом.
55.8.6.2. Лексика и речевые образцы.
Какая сегодня погода? Сколько градусов холода (тепла)? Хороший? Плохой? Ветрено, облачно, пурга (метель), метет, снежно, местами, солнечно, ждать, принести, желать, украшать, вешать. Хочу поздравить (поздравляю) с праздником, хочу украсит (украшаю) елку, лексика со 2 класса по данной теме.
55.8.6.3. Грамматический материал.
Желательное наклонение глагола.
55.8.6.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.
В. Сапаев "Теле" ("Зима"), "Чодыраште шочын изи кож" ("В лесу родилась елочка"), "Ош " ("Белый заяц"), В. Исенеков "Лоптыра лум" ("Расплывчатый снег"), "Тиде курык мо тура" ("Высока ли эта горка"), А. Горохов "Теле" ("Зима").
55.8.7.1. Содержание и ситуации для говорения.
Беседа о Йошкар-Оле (расположение, кинотеатры, театры, музеи и другие). Составление диалога с гостями города.
55.8.7.2. Лексика и речевые образцы.
Столица, берег, церковь, мост, люди, старый город, ходить пешком, рассматривать, располагаться, жить, любить. В Йошкар-Олу ехать на автобусе (на поезде). Прилагательные: мотор, сылне, кугу и другие.
55.8.7.3. Грамматический материал.
Местный, направительный падежи. Спряжение глаголов.
55.8.7.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.
К. Беляев "Поезд", Л. Дербенев "Йошкар-Ола нерген муро" ("Песня о Йошкар-Оле").
55.8.8.1. Содержание и ситуации для говорения.
Ролевая игра "Ситуации на улице". Осторожно на дорогах!
55.8.8.2. Лексика и речевые образцы.
Светофор, справа, слева, правая сторона, левая сторона, идти прямо, перейти через улицу, идти по улице, добраться, попасть, сказать, остерегаться, стоять, остановиться, медленно, быстро, нужно идти. Переходить нужно осторожно. Не нарушай правила.
55.8.8.3. Грамматический материал.
Отрицательная форма повелительного наклонения.
55.8.8.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.
В. Васильев "Поро рвезе" ("Добрый мальчик"), Г. Иванов "Светофор", "Тушто" ("Загадка"), А. Мокеев "Велосипед", И. Емельянов "Тушто" ("Загадка").
55.8.9.1. Содержание и ситуации для говорения.
Что болит? Ты заболел? Ролевая игра "У врача". Что нужно делать, чтобы быть здоровым.
55.8.9.2. Лексика и речевые образцы.
Спина, горло, живот, лекарство, ставить градусник, ставить укол, выписать рецепт, посмотреть горло (язык), лечить, больной, здоровый, ничего (ничто) не болит, нужно 3 раза в день пить лекарство.
55.8.9.3. Грамматический материал.
Притяжательные суффиксы существительных. Союз манын. Конструкции с послелогом гай.
55.8.9.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.
В. Маяковский " лияш?" (ужаш) ("Кем быть?"), А. Федоров "Гимнастика", В. Дмитриев "Шинчышна ме, шинчышна" ("Мы сидели и сидели"), Г. Иванов "Кочам гай коям" ("Я похож на деда"), пословицы о здоровье.
55.8.10.1. Содержание и ситуации для говорения.
Начало весны. Природа просыпается. Как встречают весну животные? Весенние приметы.
55.8.10.2. Лексика и речевые образцы.
Лексика из 2 класса по теме, пролететь, утекает, выводить птенцов, цветет черемуха, песни петь.
55.8.10.3. Грамматический материал.
Утвердительная и отрицательная форма конструкции "деепричастие и вспомогательный глагол ( каяш)".
55.8.10.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.
В. Сапаев "Келге пич вынемыште" ("В глубокой яме"), Осмин Йыван "Шошо" ("Весна"), пословицы о весне, загадки.
55.8.11.1. Содержание и ситуации для говорения.
Женский день. Рассказ о маме. Подарки маме. Поздравления для мамы. Помогаем маме.
55.8.11.2. Лексика и речевые образцы.
Дарить, помогать, вытирать пыль, подметать пол, мыть посуду. Что ты ей подаришь? Что помогаешь делать? Ласково, горячо, по-доброму, чисто.
55.8.11.3. Грамматический материал.
Винительный, дательный падежи. Наречия с суффиксами: -н (-ын). 2-ое прошедшее время (3 лицо, единственное число).
55.8.11.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.
Д. Исламов "Кандаше" ("Восемь"), С. Николаев "Ава" ("Мама"), "Ончалза могай ме улына" ("Посмотрите, какие мы"), Макс Майн "Маркай", "Чыве, коля да " ("Курица, мышь и тетерев"), пословицы.
55.8.12.1. Содержание и ситуации для говорения.
Названия марийских праздников. Национальные блюда.
55.8.12.2. Лексика и речевые образцы.
Рождество, Шорыкйол, Масленица, Пасха, булочки - колобки, ватрушка, пирог, блины, мука, сахар, масло, молоко, соль, яйцо, мед, месить тесто, печь, качаться на качелях, говорить.
55.8.12.3. Грамматический материал.
Повторение спряжения глагола и желательное наклонение.
55.8.12.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.
Сценка "Встреча ряженых", песня "Масленица, А. Новиков. "Мелнам " ("Пекли блины").
55.8.13.1. Содержание и ситуации для говорения.
Угощаем гостей. Умение вести себя за столом.
55.8.13.2. Лексика и речевые образцы.
Гостинец, творог, подготавливать, сажать за стол, сидеть за столом, угощать чаем, идти в гости, прийти в гости, угощать, угощал, ел (кушал), подготавливать разную еду, вместе, к нам, с тортом, как поживаете, давайте вместе, и пироги, и творог, и блины, и поил, и кормил.
55.8.13.3. Грамматический материал.
2-ое прошедшее время глагола (единственное число), частица -ат.
55.8.13.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.
А. Горохов "Когыльо" ("Пирог"), "Рывыж ден турня" ("Лиса и журавль"), "Ола чыве" ("Серая курица").
55.8.14.1. Содержание и ситуации для говорения.
55.8.14.2. Лексика и речевые образцы.
Чистить зубы, умываться, мыть уши, вытираться полотенцем, смотреться в зеркало, забывать, чисто, грязно, быстро, не забыл, не мылся, не забудьте помыть.
55.8.14.3. Грамматический материал.
Утвердительная и отрицательная форма глаголов второго прошедшего времени (единственное число). Утвердительная и отрицательная форма повелительного наклонения.
55.8.14.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.
В. Сапаев "Тазалык" ("Здоровье"), Г. Иванов "Чывыжат воштылеш" ("И курицы смеются"), Макс Майн "Мутланымаш" ("Разговор").
55.8.15.1. Содержание и ситуации для говорения.
Для чего нужно заниматься гимнастикой? Сильный спортсмен нашей школы (нашего класса). Известные спортсмены. Спортивные игры.
55.8.15.2. Лексика и речевые образцы.
Сильный, быстрый, самый сильный, самый быстрый, быстрее всех, сильнее всех, бежать, бегать, ходить в бассейн, играть в футбол, кататься на коньках (на лыжах), как ветер. Чтобы быть сильным как Онар, ....
55.8.15.3. Грамматический материал.
Превосходная степень прилагательных и наречий. Послелог гай.
55.8.15.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.
Б. Данилов "Физкультурник улына" ("Мы - физкультурники").
55.8.16.1. Содержание и ситуации для говорения.
Лесные растения, плоды, ягоды, животные, птицы. Берегите птиц.
55.8.16.2. Лексика и речевые образцы.
Береза, дуб, ель, сосна, липа, осина, жаворонок, голубь, дятел, глухарь, тетерев, рябчик, снегирь, сова, совенок, карась, щука, окунь, сом, рыбачить, беречь птиц.
55.8.16.3. Произведения и лингвокраеведческий материал.
Осмин Йыван. "Чодыраште" ("В лесу"), С. Николаев "Куэ" ("Береза"), В. . "Кайыкым ида орландаре" ("Не мучайте птиц"), М. Казаков "Ер серыште" ("Не берегу озера"), "Кируш колым кучен" ("Кирилл рыбу ловил"), "Мландыжат шем рокан" ("Чернозем"), Осмин Йыван "Шочмо мланде" ("Родная земля"), "Рывыж ден тумна" ("Лиса и сова").
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей