150.5. Пояснительная записка

150.5. Пояснительная записка.

150.5.1. Программа по литературному чтению на родном (чувашском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методы обучения.

150.5.2. Литературное чтение на родном (чувашском) языке формирует основные компетенции в сфере литературного чтения, изучение данного предмета способствует развитию интеллектуально-познавательных, коммуникативных, художественно-эстетических способностей обучающихся, формированию важнейших нравственно-этических представлений, приобщению личности к чувашской национальной культуре.

150.5.3. Включенность литературного чтения на родном (чувашском) языке в общую систему начального общего образования обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами. В аспекте повышения уровня владения родной речью, формирования языковой и литературной функциональной грамотности литературного чтения на родном (чувашском) языке тесно связано с учебным предметом "Родной (чувашский) язык". Условия двуязычия и поликультурности в Чувашской Республике, определяют линию связи данного учебного предмета с учебными предметами "Русский язык" и "Литературное чтение" и это открывает возможность диалога русской и чувашской литератур и культур. Социализации личности, ее речевому и духовному развитию способствуют также связи учебного предмета "Литературное чтение на родном (чувашском) языке" с учебными предметами "Музыка", "Изобразительное искусство", "Окружающий мир". "Литература вулаве" (Литературное чтение на родном (чувашском) языке) - это один из основных предметов гуманитарного цикла на уровне начального общего образования. Успешное изучение предмета обеспечивает результативность обучения другим предметам.

150.5.4. Программа по литературному чтению на родном (чувашском) языке учитывает актуальные задачи развития, обучения и воспитания обучающихся, предметное содержание системы начального общего образования, психолого-возрастные особенности обучающихся. В основе Программы лежит системно-деятельностный подход. Она нацелена на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

150.5.5. Построение программы по литературному чтению на родном (чувашском) языке основано на концентрическом принципе. В каждом последующем классе освоенные на предыдущем этапе языковые знания и умения, речевые навыки повторяются, закрепляются и расширяются на новом материале. В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения, в том числе: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов, представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы. Важным принципом отбора содержания учебного предмета "Литературное чтение на родном (чувашском) языке" является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.

150.5.6. В содержании программы по литературному чтению на родном (чувашском) языке выделяются следующие содержательные линии: речевая деятельность (пуплев 00006195.wmz), литературоведческая пропедевтика (литература 00006196.wmz), творческая деятельность 00006197.wmz, библиографическая культура (библиографи культури), круг детского чтения (00006198.wmz вулав карти).

150.5.7. Изучение литературного чтения на родном (чувашском) языке направлено на достижение следующих целей:

совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение навыками работы с разными видами текстов, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

овладение техникой смыслового чтения вслух, "про себя" и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации для решения учебных задач;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова и осмысление прочитанного;

формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа, а также к истории и культуре народов многонациональной России и других стран.

150.5.8. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (чувашском) языке, - 112 часов: в 1 классе - 10 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).

Освоение программы по литературному чтению на родном (чувашском) языке в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом "Обучение грамоте" - 46 часов (2 часа в неделю: 1 час родного (чувашского) языка и 1 час литературного чтения на родном (чувашском) языке. Продолжительность - 23 учебные недели). Далее начинается раздельное изучение родного (чувашского) языка и литературного чтения на родном (чувашском) языке. На изучение литературного чтения на родном (чувашском) языке в 1 классе рекомендуется отводить не менее 10 учебных недель (10 часов).