129.5. Пояснительная записка

129.5. Пояснительная записка.

129.5.1. Программа по литературному чтению на родном (ненецком) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

Программа направлена на формирование у обучающихся первоначальных знаний о ненецком фольклоре и литературе, интереса к чтению на ненецком языке, на формирование навыков смыслового чтения, способов и приемов работы с текстами и книгой, на обеспечение преемственности в дальнейшем в изучении систематического курса по родной (ненецкой) литературе на уровне основного общего образования.

Основной материал для изучения в курсе литературного чтения на родном языке: произведения малых жанров ненецкого фольклора и ненецкой литературы, написанные для младшего школьного возраста, произведения русских писателей, переведенные на ненецкий язык. Произведения служат средством сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, способствуют осознанию красоты родной земли, богатства и выразительности родного языка, обогащают нравственный опыт обучающихся, развивают речевую культуру, умение мыслить и проявлять творчество и самостоятельность. В круге чтения определен круг тем для детского чтения, в каждом классе предлагаются одинаковые темы: фольклорные произведения (малые жанры, народные сказки), произведения о животных и природе в разное время года, о родной земле, о жизни детей, о труде, о занятиях людей тундры, о культуре и быте ненецкого народа, о Родине.

В программе предусматривается развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимодействии (аудирование (слушание в процессе чтения), чтение (выборочное, ознакомительное, поисковое, выразительное), говорение в процессе чтения, письмо (культура письменной речи, небольшие письменные работы).

129.5.2. В содержание программы по литературному чтению на родном (ненецком) языке выделяются следующие содержательные линии:

устное народное творчество (малые фольклорные жанры, народные сказки);

произведения о детях и дружбе, о Родине, о родном крае, его природе, о животных, о семье, традициях и другие тематические блоки;

литературные произведения других народов России или произведения русских писателей и поэтов, написанные на русском языке, в переводе на ненецкий язык;

библиографическая культура;

литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

129.5.3. Изучение литературного чтения на родном (ненецком) языке направлено на достижение следующих целей:

формирование основ грамотного читателя, мотивированного самостоятельно пользоваться библиотекой, выбирать книги, использовать свою читательскую деятельность как средство для самообразования.

Реализации цели способствует решение следующих задач:

формирование положительной мотивации к слушанию произведений устного народного творчества, художественной литературы на ненецком языке,

овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного);

формирование навыков устной (диалогической и монологической) и письменной (чтение, письмо) речи обучающихся на родном (ненецком) языке;

приобщение обучающихся к фольклору, к родной (ненецкой) литературе как искусству слова.

129.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (ненецком) языке, - 112 часов: в 1 классе - 10 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).