Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

173.13. Основные направления внеурочной деятельности

173.13. Основные направления внеурочной деятельности.

173.13.1. Спортивно-оздоровительная деятельность.

"Основы самопознания".

Форма организации: факультатив; лаборатория здоровья.

"Движение есть жизнь!".

Цель: формирование представлений обучающихся о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков.

Форма организации: спортивная студия: учебный курс физической культуры.

173.13.2. Проектно-исследовательская деятельность. Возможные темы проектов:

173.13.2.1. "История родного края".

Цель: расширение знаний обучающихся об истории родного края, формирование умения работать с разными источниками информации; развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края; воспитание чувства патриотизма, любви к "малой Родине".

Форма организации: факультативный курс краеведения; творческие проекты "Достопримечательности родного края".

173.13.2.2. История письменности в России: от Древней Руси до современности.

Цель: развитие общей культуры обучающихся; расширение знаний об истории письменности (от кириллицы до современного языка, от пергамента, берестяных грамот и первых книг до современных электронных книг); углубление их интереса к истории становления культуры, к самостоятельной познавательной и проектной деятельности.

Форма организации: факультатив "История письменности в России: от Древней Руси до современности"; выполнение и защита мини-проектов, связанных с темой, например, "На чем писали в Древней Руси", "Берестяные грамоты и современные sms-сообщения: в чем сходство и различия", "Первый русский букварь", "Русские летописи" и другие.

173.13.2.3. Экологический поиск: исследование качества воды в водоемах родного края.

Цель: углубление знаний и представлений о сочетании химического и биологического состава и физических свойств воды, формирование исследовательских умений в процессе экспериментальной работы по изучению качества воды, развитие познавательной активности и интереса в процессе исследовательской работы, воспитание экологической культуры, эстетического и нравственного отношения к природным объектам, ответственного отношения к природе.

Форма организации: экологическая лаборатория; исследовательские проекты.

173.13.2.4. Мир шахмат.

Цель: расширение представлений об игре в шахматы, формирование умения анализировать, наблюдать, создавать различные шахматные ситуации; воспитание интереса к игре в шахматы; развитие волевых черт характера, внимания, игрового воображения.

Форма организации: учебный курс - факультатив; игры-соревнования в шахматы "Юные шахматисты".

173.13.3. Коммуникативная деятельность.

173.13.3.1. Создаем классный литературный журнал.

Цель: совершенствование функциональной языковой и коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества; развитие способности работать в команде.

Форма организации: творческая студия "Создаем классный литературный журнал", создание ежеквартального журнала класса, сбор литературного материала, его редактирование, конструирование структуры, формы организации и оформления журнала.

173.13.3.2. Дети Маугли: нужно ли человеку общаться с другими людьми.

Цель: расширение знаний о важности для жизни и развития человека речевого общения с другими людьми; формирование коммуникативной культуры диалога, правил ведения дискуссии, развитие языковой интуиции.

Форма организации: дискуссионный клуб.

173.13.3.3. "Хочу быть писателем".

Цель: развитие художественного словесного творчества, умений создавать и редактировать собственные тексты; формирование знаний о писательском труде, о творчестве писателей - выдающихся представителей детской литературы; становление аналитической и творческой деятельности участников.

Форма организации: литературный кружок, встречи с писателями, дискуссионный клуб ("Темы и жанры детской литературы");

173.13.3.4. Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю.

Цель: совершенствование читательской грамотности обучающихся, формирование текстовой деятельности с необычными формами представления информации (туристические буклеты; программы выставок; маршруты путешествий; объявления и рекламы); развитие творческой способности создавать необычные тексты.

Форма организации: учебный курс в форме факультатива; лаборатория текстов (система практических занятий).

173.13.3.5. Говорить нельзя молчать!

Цель: развитие познавательной мотивации к изучению русского языка, привлечение внимания к передаче смысла с помощью интонации и пунктуации, развитие воображения в процессе подбора ситуаций, предполагающих разную интонацию.

Форма организации: учебный курс - факультатив.

173.13.4. Художественно-эстетическая творческая деятельность.

173.13.4.1. Рукотворный мир.

Цель: расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности.

Форма организации: творческие мастерские ("Природа и творчество", "Куклы своими руками", "Юные художники"); выставки творческих работ.

173.13.4.2. Ритмика.

Цель: формирование движений, свойственных ритмике; развитие культуры движений под музыку; способность к импровизации и творчеству.

Форма организации: студия ритмики и пластики, конкурс пластических образов, постановка концертных номеров.

173.13.4.3. Школьный театр "Путешествие в сказку".

Цель: расширение представлений о театральном творчестве, формирование умений импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться; развитие творческих способностей, интереса к театральному искусству и театрализованной деятельности.

Форма организации: театральная студия, спектакли по мотивам сказок.

173.13.4.4. Выразительное чтение.

Цель: расширение знаний о литературно-художественном творчестве, развитие навыка выразительного чтения произведений поэзии и прозы; воспитание литературного вкуса, интереса к художественной литературе разных жанров.

Форма организации: литературный клуб, творческая студия;

173.13.4.5. Искусство иллюстрации.

Цель: развитие у обучающихся творческих способностей, интереса к изобразительной деятельности, желания передавать свое отношение к художественным произведениям средствами книжной иллюстрации.

Форма организации: творческая мастерская иллюстраций к книге; конкурсы рисунков; выставки работ участников.

173.13.4.6. В мире музыкальных звуков.

Цель: расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном творчестве, произведениях народной и авторской музыки, развитие воображения, способности передавать свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и жанровых особенностей, формировать эстетические вкусы и идеалы.

Форма организации: музыкальный салон; концертные программы, хоровая студия, студия народных инструментов.

173.13.5. Информационная культура.

173.13.5.1. Мои помощники - словари.

Цель: формирование представлений обучающихся о различных видах современных словарей (например, словари русского языка, словари иностранных слов, словари литературоведческих терминов, словари лингвистических терминов, мифологический, философский, психологический и другие - по выбору педагога); знакомство с малоизвестными обучающимся словарями русского языка: словарь образцового русского ударения, словарь трудностей русского языка, словарь русских личных имен, словарь-справочник "Прописная или строчная" и другие (по выбору педагога); совершенствование навыка поиска необходимой справочной информации с помощью компьютера (4 класс).

Форма организации: учебный курс - факультатив.

173.13.5.2. Моя информационная культура.

Цель: знакомство с миром современных технических устройств и культурой их использования.

Форма организации: система практических занятий с использованием компьютеров, смартфонов, планшетов, смарт-часов, наушников и других технических устройств.

173.13.6. Интеллектуальные марафоны. Возможные темы марафонов:

173.13.6.1. Глокая куздра или исследуем язык в поисках смысла.

Цель: развитие мотивации к изучению русского языка, способности находить случаи потери смысла во фразе или появление двусмысленности.

Форма организации: дискуссионный клуб, мероприятия-соревнования.

173.13.6.2. Русский язык - набор правил и исключений или стройная система?

Цель: углубление знаний о языке, повышение мотивации к его изучению, формирование логического мышления в процессе наблюдения за связями, существующими в системе языка, за возможностью разными способами передавать то или иное значение; развитие способности работать в условиях командных соревнований.

Форма организации: дискуссионный клуб, мероприятия-соревнования.

173.13.6.3. Заповедники России.

Цель: расширение и уточнение знаний об особо охраняемых территориях в России, истории возникновения заповедников и заказников; воспитание отношения к природе как к ценности; развитие способности работать в условиях командных соревнований.

Форма организации: дискуссионный клуб, мероприятия-соревнования.

173.13.6.4. Я - путешественник (Путешествуем по России, миру).

Цель: расширение знаний и представлений о географических объектах, формирование умений работать с информацией, представленной на географической карте; развитие навыков работы в условиях командных соревнований.

Форма организации: игры-путешествия, видеоэкскурсии соревновательной направленности.

173.13.7. "Учение с увлечением!":

173.13.7.1. Читаю в поисках смысла.

Цель: совершенствование читательской грамотности обучающихся, поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с овладением чтением как предметным и метапредметным результатом.

Форма организации: учебный курс - факультатив; учебная лаборатория.

173.13.7.2. Легко ли писать без ошибок?

Цель: совершенствование орфографической грамотности обучающихся, поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с правописанием.

Форма организации: учебный курс - факультатив по разделу "Орфография"; учебная лаборатория;

173.13.7.3. Мой друг - иностранный язык.

Цель: совершенствование навыков разговорной речи на иностранном языке для обучающихся, испытывающих трудности в его изучении; развитие понимания важности владения иностранным языком в современном мире, углубление интереса к его изучению.

Форма организации: учебный курс - факультатив, клуб любителей иностранного языка.