85.8. Содержание обучения в 3 классе

85.8. Содержание обучения в 3 классе.

85.8.1. Общие сведения о языке.

Чеченский язык как язык общения. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.

85.8.2. Фонетика, графика, орфоэпия.

Звуки чеченского языка: гласный (согласный), согласный глухой (звонкий). Долгие и краткие гласные. Функции буквы ъ в чеченском языке. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с ъ, ь (айъа, тетрадь и другие). Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; долгота гласных звуков в словах (на примерах слов, часто употребляемых в чеченском языке).

85.8.3. Лексика.

Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление).

85.8.4. Состав слова (морфемика).

Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс - значимые части слова. Слова с суффиксами -р, -хо, -ча. Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (цIа-цIелиг, кема-кемалг и другие).

85.8.5. Морфология.

Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи.

Собственные имена существительные (фамилии, имена и отчества людей, клички, географические названия, названия журналов, газет, произведений и другие) и нарицательные. Число имени существительного. Изменение существительных по числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Грамматический класс имени существительного. Показатели грамматического класса имен существительных. Падеж существительного. Определение падежа, в котором употреблено существительное. Изменение существительных по падежам и числам.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы "муха?" ("какой?"), "хьенан?" ("чей?"), "стенан?" ("какой?" - вопрос к относительному прилагательному), "муханиг?" ("какой?" - вопрос к субстантивированному прилагательному), употребление в речи. Прилагательные зависимые и независимые. Изменение прилагательных по классам, числам и падежам.

Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Настоящее, будущее, прошедшее время глагола. Неопределенная форма глагола.

Послелог (повторение). Послелоги тIе, чу и их отличие от приставок тIе-, чу-.

Частицы ца, ма, их значение.

85.8.6. Синтаксис.

Предложение. Словосочетание. Установление связи между словами в предложении при помощи смысловых (синтаксических) вопросов.

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространенные и нераспространенные.

Наблюдение за однородными членами предложения с союзом а и без союза.

85.8.7. Орфография и пунктуация.

Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Написание букв я, яь, ю, юь, е в именах собственных и нарицательных (повторение и закрепление), написание долгих и кратких дифтонгов [иэ], [уо], написание букв а, и в именах существительных оканчивающихся на -г, -к, написание удвоенных букв в конце слова (дитт, мотт, балл и другие), написание удвоенных специфических букв (ккх, ккъ, чкI и другие) чеченского языка, написание н в конце слова, раздельное написание послелогов с личными местоимениями, раздельное написание частиц ца, ма с глаголами; перенос слов с й, ъ, ь, перенос слов с удвоенными лл, тт, сс и другие, перенос слов с удвоенными специфическими буквами ккх, ткъ, чкъ и другие, окончание существительных множественного числа, правописание послелогов, слитное и раздельное написание приставок с частицами ца, ма.

85.8.8. Развитие речи.

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другие. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, не владеющими чеченским языком.

Текст. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов. Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Жанр письма, объявления.

Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Изучающее, ознакомительное чтение.