91.6. Содержание обучения в 1 классе

91.6. Содержание обучения в 1 классе.

91.6.1. Начальным этапом изучения родного (эвенкийского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (эвенкийский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (эвенкийский) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.

Учебный курс "Обучение грамоте" условно делится на 2 периода: устный (вводный), основной (букварный).

91.6.2. Устный (вводный) период.

Формирование навыков умения слышать, правильно произносить звуки и звукосочетания, слова и предложения на эвенкийском языке, определять последовательность звуков в слоговой структуре слова, осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, накапливать лексические единицы, речевые конструкции необходимые для дальнейшего коммуникативного общения и обучения грамоте. Приобщение к учебной деятельности, выполнение правил и требований образовательной организации.

91.6.2.1. Предметное содержание речевой деятельности.

Ситуации общения по темам: "Аялди, таткит!" ("Здравствуй школа!"), 00003088.wmz ("Знакомство"), "00003089.png эвэдытурэнми" ("Мой родной язык"), "00003090.png Бугат" ("Наша Родина"), "Таткитту би татчам" ("В школе я учусь"), "Эвикэр" ("Игрушки"), "Кэргэн" ("Семья").

91.6.2.2. Виды речевой деятельности.

91.6.2.2.1. Слушание (аудирование).

Восприятие на слух и понимание речи учителя, других обучающихся в процессе диалогического общения на уроке, слов, предложений, диалогов и адаптированных текстов в аудиозаписи, вербальное и невербальное реагирование на услышанное.

91.6.2.2.2. Говорение.

Диалогическая речь. Участие в диалогах на эвенкийском языке: приветствовать и отвечать на приветствие, знакомиться, представляться, прощаться, задавать вопросы: 00003091.wmz ("как?"), 00003092.wmz ("где?"), 00003093.wmz ("откуда?"), "ады?" ("сколько?"), "авады?" ("какой?"), 00003094.wmz ("когда?"), "эда?" ("зачем?").

Монологическая речь. Умение кратко рассказывать на эвенкийском языке о себе, школе, семье, друзьях и одноклассниках, любимом животном, о своем селении, сказочных героях и своем увлечении. Описание предметов, сюжетных рисунков и предметных картинок, фотографий. Воспроизведение выученных чистоговорок, рифмовок, песенок, хороводов, стихов.

91.6.2.2.3. Письмо.

Соблюдение правил посадки, положения тетради, ручки в руке. Ознакомление с письменными принадлежностями. Письмо прямых, вертикальных, горизонтальных наклонных линий как влево, так и вправо. Рисование эвенкийских орнаментов, раскрашивание рисунков. Письмо основных элементов рукописных букв.

91.6.2.3. Языковые знания и навыки.

Фонетическая сторона речи. Произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний, долготы и краткости в словах эвенкийского языка, правильное ударение в речевых фразах и словах. Соблюдение норм произношения и правильной интонации в эвенкийских предложениях (утвердительных, отрицательных, восклицательных, вопросительных и побудительных).

Лексико-грамматическая сторона речи. Обучение лексической стороны речи происходит в тесной взаимосвязи с обучением грамматике.

Лексические единицы слов, обслуживающие ситуацию общения (существительные, имена собственные, глаголы с конкретным значением, количественные числительные (1 - 10), личные, указательные и притяжательные местоимения, прилагательные, междометия и речевые клише). Порядок слов в предложении.

91.6.3. Основной (букварный) период.

Развитие фонематического слуха, формирование действий звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами, освоение первоначального письма, закрепление знаний о слове и предложении, их структуре. Формирование навыков устной разговорной речи.

91.6.3.1. Предметное содержание основного букварного периода.

Знакомство с эвенкийскими буквами и их звуками. Анализ звукового состава слов с применением схем, выполнение словарно-логических упражнений. Освоение первоначального чтения и письма, закрепление знаний о слове и предложении, их структуре.

Изучение букв и звуков не в порядке алфавита, по степени сложности произношения звука в слоге и в слове.

Знакомство с первой групп звуков и букв: у, 00003095.wmz, м, л, а, 00003096.wmz, о, 00003097.wmz, н, т, к.

Знакомство со второй группой звуков и букв: э, 00003098.png, р, и, 00003099.wmz, д, г, ч, б, 00003100.png, 00003101.wmz, й, я, п, ю, в, е, ё, с, х. Буквы е, ё, э, ю, я, обозначающие различные звуки или один или два звука в разных позициях, например: дю [д'ж'у], бэюн [бэйун].

Знакомство с третьей группой звуков и букв: з, ы, ш, ь, ъ, ф, ж, ц, щ.

91.6.3.2. Языковые знания и навыки пользования ими.

91.6.3.2.1. Фонетика и орфоэпия.

Эвенкийские буквы и обозначаемые ими звуки. Произношение звуков изолированно и в составе слова. Интонационное выделение. Звуковой анализ слова. Количество и последовательность звуков в слове. Различие гласных и согласных звуков. Особенность долгих и недолгих гласных звуков. Особенность согласных звуков (звонкий, глухой, твердый, мягкий). Удвоенные согласные лл, нн, сс, тт. Согласный звук 00003102.png. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков: деление слова на слоги на слух. Составление звуковых и слоговых схем (моделей) слов.

91.6.3.2.2. Графика. Различие звука и буквы: буква как знак звука (звуки произносим и слышим, буквы - пишем, видим и читаем). Правильное называние букв эвенкийского алфавита. Основные правила чтения и орфографии. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Основные буквосочетания. Звукобуквенные соответствия.

Строчная и Прописная буква А, а, Б, б, В, в, Г, г, Д, д, Е, е, Ё, ё, Ж, ж, З, з, И, и, Й, й, К, к, Л, л, М, м, Н, н, 00003103.wmz, 00003104.wmz, О, о, П, п, Р, р, С, с, Т, т, У, у, Ф, ф, Х, х, Ц, ц, Ч, ч, Ш, ш, Щ, щ, Ы, ы, Э, э, Ю, ю, Я, я, а также Ь, Ъ, не обозначающие звука. Элементы букв. Буквы в слове. Место буквы в слове (начале, середине, конце).

91.6.3.2.3. Лексика. Подбор эвенкийских слов, в том числе заимствованных из русского языка для усвоения звуков и подготовке к слоговому чтению, чтению слов, предложений и адаптированных текстов.

91.6.3.3. Виды речевой деятельности.

91.6.3.3.1. Слушание (аудирование).

Различение на слух звуков, звукосочетаний, слов, предложений, на эвенкийском языке. Понимание просьб и указаний учителя, других обучающихся, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе. Восприятие и понимание на слух информации, содержащейся в аудиотексте (сообщение, диалоги, рассказы, стихи, песенки и другие), построенном в основном на знакомом языковом материале.

91.6.3.3.2. Говорение. Участие в элементарных диалогах (диалоге-расспросе, диалоге-побуждении) соблюдая нормы речевого этикета. Небольшое описание предмета, картинки, персонажа.

91.6.3.3.3. Чтение. Осуществление слогового чтения слов. Чтение по слогам отдельных слов с данной буквой. Слоговое чтение и чтение рядов из букв, целых слов, коротких предложений, коротких текстов, короткого диалога со скоростью, соответствующей для первоклассника. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с соблюдением пауз и интонации в соответствии со знаками препинания (подражание учителю, без введения терминов). Выразительное чтение небольших учебных текстов, диалогов, стихотворений, сказок из учебника (подражание учителю, без введения терминов).

91.6.3.3.4. Письмо. Обучение письму и формирование каллиграфического навыка: овладение графикой родного (эвенкийского) языка, начертанием письменных прописных и строчных букв, письмо разборчивым, аккуратным почерком. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Понимание функции небуквенных графических средств - пробела между словами и знака переноса. Выполнение письменных заданий из учебника (придумывать подписи к картинкам, вставлять пропущенные буквы, слова и другие).

91.6.4. Культуроведческие знания и навыки пользования ими.

Знание эвенкийских имен, название поселений, игрушек, игр, эвенкийских хороводов. Соблюдение норм речевого эвенкийского этикета.