79.9. Содержание обучения в 4 классе
79.9.1. Сведения о хакасском языке.
Хакасский язык как средство общения коренного этноса Республики Хакасия. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.
79.9.2. Фонетика, графика, орфоэпия.
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звуко-буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков.
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи). Заимствованные слова.
Наблюдение в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами аффиксов, корня (повторение изученного).
Основа слова Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Сложные слова (простые случаи).
Образование новых слов (однокоренных) с помощью аффиксов. Значение аффиксов, их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Использование орфографического словаря.
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Изменение существительных по числам (повторение пройденного). Склонение имен существительных. Употребление имен существительных с послелогами (, чiли) и послеложными словами (хыринда, хазында, , читiре, кизiре, азыра, алтында, пазында).
Морфологический анализ имен существительных
Имя прилагательное. Признаки имени прилагательного. Производные и непроизводные прилагательные. Прилагательные, образованные при помощи аффиксов (-лiг), (-нiг), (-тiг).
Местоимение. Личные местоимения 1, 2, 3 лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем, будущем и прошедшем времени. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по лицам и числам.
Морфологический анализ глагола.
Наречие (общее представление).
Имя числительное. Значение, вопросы (, ), употребление их в речи. Количественные и порядковые числительные.
Послелоги. Значение, употребление в речи.
Частица. Значение, употребление в речи.
79.9.5. Синтаксис и пунктуация.
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов), распространенные и нераспространенные предложения (повторение изученного).
Простое и сложное предложение (ознакомление). Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.
Повторение правил правописания, изученных в 1 - 4 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове, контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря хакасского языка для определения (уточнения) написания слов.
Основные правила хакасской орфографии и их применение. Правописание: гласных и согласных букв, долгих и кратких гласных, прописных букв и кавычек в собственных наименованиях, удвоенных согласных в словах разных частей речи, йотированных гласных е, ё, ю, я в хакасских словах, прилагательных, образованных при помощи аффиксов (, -лiг, , -нiг, , -тiг), сложных слов в хакасском языке, существительных с аффиксами падежей типа (пала - палаа, кiзi - кiзее, сан - санны, и другие), глаголов, образованных при помощи аффиксов времени.
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другие), диалог, монолог, отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста, выборочный устный пересказ текста).
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в текстах информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей. Включение текстов с лексическими единицами с национально-культурной семантикой, связанные: с особенностями мировосприятия и отношений между людьми и природой, с обучением и отдыхом, с трудом человека, о ведении здорового образа жизни, о безопасной жизнедеятельности, о красоте живой природы Хакасии.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей