79.9. Содержание обучения в 4 классе

79.9. Содержание обучения в 4 классе.

79.9.1. Сведения о хакасском языке.

Хакасский язык как средство общения коренного этноса Республики Хакасия. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.

79.9.2. Фонетика, графика, орфоэпия.

Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звуко-буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).

Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков.

79.9.3. Лексика.

Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи). Заимствованные слова.

Наблюдение в речи фразеологизмов (простые случаи).

Состав слова (морфемика).

Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами аффиксов, корня (повторение изученного).

Основа слова Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Сложные слова (простые случаи).

Образование новых слов (однокоренных) с помощью аффиксов. Значение аффиксов, их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Использование орфографического словаря.

Фонетический анализ слова.

79.9.4. Морфология.

Части речи самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Изменение существительных по числам (повторение пройденного). Склонение имен существительных. Употребление имен существительных с послелогами (00002345.wmz, чiли) и послеложными словами (хыринда, хазында, 00002346.wmz, читiре, кизiре, азыра, алтында, пазында).

Морфологический анализ имен существительных

Имя прилагательное. Признаки имени прилагательного. Производные и непроизводные прилагательные. Прилагательные, образованные при помощи аффиксов 00002347.wmz (-лiг), 00002348.wmz (-нiг), 00002349.wmz (-тiг).

Местоимение. Личные местоимения 1, 2, 3 лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем, будущем и прошедшем времени. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по лицам и числам.

Морфологический анализ глагола.

Наречие (общее представление).

Имя числительное. Значение, вопросы (00002350.png, 00002351.png), употребление их в речи. Количественные и порядковые числительные.

Послелоги. Значение, употребление в речи.

Частица. Значение, употребление в речи.

79.9.5. Синтаксис и пунктуация.

Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов), распространенные и нераспространенные предложения (повторение изученного).

Простое и сложное предложение (ознакомление). Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.

79.9.6. Орфография.

Повторение правил правописания, изученных в 1 - 4 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове, контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).

Использование орфографического словаря хакасского языка для определения (уточнения) написания слов.

Основные правила хакасской орфографии и их применение. Правописание: гласных и согласных букв, долгих и кратких гласных, прописных букв и кавычек в собственных наименованиях, удвоенных согласных в словах разных частей речи, йотированных гласных е, ё, ю, я в хакасских словах, прилагательных, образованных при помощи аффиксов (00002352.wmz, -лiг, 00002353.wmz, -нiг, 00002354.wmz, -тiг), сложных слов в хакасском языке, существительных с аффиксами падежей типа (пала - палаа, кiзi - кiзее, сан - санны, 00002355.wmz и другие), глаголов, образованных при помощи аффиксов времени.

79.9.7. Развитие речи.

Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другие), диалог, монолог, отражение темы текста или основной мысли в заголовке.

Корректирование текстов (заданных и собственных) с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста, выборочный устный пересказ текста).

Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в текстах информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей. Включение текстов с лексическими единицами с национально-культурной семантикой, связанные: с особенностями мировосприятия и отношений между людьми и природой, с обучением и отдыхом, с трудом человека, о ведении здорового образа жизни, о безопасной жизнедеятельности, о красоте живой природы Хакасии.