73.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (удмуртскому) языку на уровне начального общего образования

73.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (удмуртскому) языку на уровне начального общего образования.

73.10.1. В результате изучения родного (удмуртского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (удмуртского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (удмуртского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (удмуртского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (удмуртского) языка).

73.10.2. В результате изучения родного (удмуртского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

73.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (удмуртского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

73.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

73.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

73.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

73.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

73.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

73.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

73.10.3. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать слово и предложение; выделять слова из предложений;

выделять звуки из слова;

различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове специфичные звуки удмуртского языка [00001533.wmz], [00001534.wmz], [00001535.wmz], [00001536.wmz]);

различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);

различать понятия "звук" и "буква";

определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи, без стечения согласных);

моделировать звуко-буквенный состав слов;

различать функции букв е, ё, ю, я;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова;

правильно называть буквы удмуртского алфавита; использовать знание последовательности букв удмуртского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения буквы, слова;

применять правила правописания (в рамках изученного): раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения; прописная буква в начале предложения и в именах собственных; перенос слов по слогам (простые случаи);

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 25 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3 - 5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

понимать прослушанный текст;

читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;

составлять предложение из набора форм слов;

устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям с использованием вопросов;

использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

73.10.4. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

осознавать язык как основное средство общения;

характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный (непарный) по твердости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);

определять количество слогов в слове; делить слово на слоги;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я;

обозначать при письме мягкость согласных звуков [д'], [з'], [л'], [н'], [с'], [т'] буквами ь, е, ё, ю, я, и;

обозначать при письме твердость согласных звуков [д], [з], [л], [н], [с], [т] буквами 00001537.wmz, э;

распознавать слова, отвечающие на вопросы "кин?" ("кто?"), "мар?" ("что?");

распознавать слова, отвечающие на вопросы "ма карыны?" ("что делать?"), "ма каре?" ("что делает?") и другие;

распознавать слова, отвечающие на вопросы "00001538.wmz?" ("какой?"), "00001539.wmz?" ("какие?");

соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол);

определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

применять правила правописания (в рамках изученного): прописная буква в именах, фамилиях людей, кличках животных; разделительный мягкий и твердый знаки; сочетания 00001540.wmz, ча, 00001541.wmz, чо, 00001542.wmz, чу; двойные согласные лл, нн, тт; парные звонкие и глухие согласные;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 40 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 35 слов с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

пользоваться толковым, орфографическим словариками учебника;

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (2 - 4 предложения на определенную тему, по сюжетным картинкам и наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;

определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему или основную мысль;

составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

писать подробное изложение повествовательного текста объемом 30 - 35 слов с использованием вопросов;

объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.

73.10.5. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

объяснять значение родного (удмуртского) языка как государственного языка субъекта Российской Федерации;

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

производить звуко-буквенный анализ слова;

определять функцию разделительных мягкого и твердого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я в словах с разделительными ь, ъ;

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;

выделять части слова - корень, приставку, суффикс (в рамках изученного);

определять значение слова в тексте;

распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имен существительных: число, падеж; изменять имена существительные по числам и падежам;

распознавать имена прилагательные по вопросу и лексическому значению;

распознавать глаголы; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число; изменять глагол по временам и числам;

распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

распознавать распространенные и нераспространенные предложения;

применять правила правописания (в рамках изученного): разделительный твердый и мягкий знаки; мягкий знак после мягких согласных звуков [д'], [з'], [л'], [н'], [с'], [т']; буквы 00001543.wmz, э после твердых согласных звуков [д], [з], [л], [н], [с], [т]; буква е после твердых согласных звуков [ж], [00001544.wmz], [р], [ш] и другие, двойные согласные тт, нн, лл; раздельное написание послелогов с именами существительными, слитное написание сложных существительных;

правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 60 слов; писать под диктовку тексты объемом не более 55 слов с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;

формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1 - 2 предложения);

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (3 - 5 предложений на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2 - 4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

определять тему текста и основную мысль текста;

выявлять части текста и отражать с помощью предложений их смысловое содержание;

составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;

уточнять значение слова с помощью толкового словарика, словарика синонимов, однокоренных слов из учебника;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 60 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 55 слов с учетом изученных правил правописания;

писать подробное изложение повествовательного текста объемом 50 - 70 слов по коллективно составленному плану;

писать обучающие сочинения повествовательного характера по заданной теме, по заданному началу текста, по ключевым словам, по картине и репродукции картин с использованием вопросов (объемом 8 - 9 предложений).

73.10.6. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;

объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль родного языка как государственного языка субъекта Российской Федерации;

осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;

проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);

подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы;

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту, по словарю;

проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами (в рамках изученного); составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в рамках изученного);

определять грамматические признаки имен существительных: число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);

определять грамматические признаки имен прилагательных: число; проводить разбор имени прилагательного как части речи слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);

устанавливать (находить) неопределенную форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо, число; изменять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);

определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

различать словосочетание и предложение;

различать распространенные и нераспространенные предложения;

распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;

производить синтаксический разбор простого предложения (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);

применять правила правописания (в рамках изученного): прописная буква в именах собственных (фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия); слитное написание сложных имен существительных (названия месяцев, географические названия); написание через дефис сложных имен прилагательных; раздельное написание отрицательных глаголов;

ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзами но (и), нош (а), яке, оло (или) и без союзов;

списывать тексты объемом не более 80 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 75 слов с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам;

осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать языковые средства в ситуации общения;

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (4 - 6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;

создавать небольшие устные и письменные тексты (3 - 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);

определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливая текст;

корректировать порядок предложений и частей текста;

составлять план к заданным текстам;

осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);

осуществлять выборочный пересказ текста (устно);

писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам (10 - 11 предложений);

объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;

уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включенных в федеральный перечень.