73.7. Содержание обучения во 2 классе

73.7. Содержание обучения во 2 классе.

73.7.1. Общие сведения о языке.

Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России.

73.7.2. Систематический курс.

73.7.2.1. Фонетика и графика.

Смыслоразличительная функция звуков; гласные и согласные звуки, различение звуков и букв. Специфичные звуки удмуртского языка [00001514.wmz], [00001515.wmz], [00001516.wmz], [00001517.wmz], обозначение при письме звуков [00001518.wmz], [00001519.wmz], [00001520.wmz], [00001521.wmz].

Парные и непарные по твердости - мягкости согласные звуки; обозначение при письме твердости и мягкости согласных звуков.

Функции букв е, ё, ю, я; соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).

Функции буквы ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова.

Функции букв и, 00001522.wmz; использование буквы 00001523.wmz для обозначения твердости предшествующих согласных звуков [д], [з], [л], [н], [с], [т].

Функции букв е, э; использование буквы э для обозначения твердости предшествующих согласных звуков [д], [з], [л], [н], [с], [т]; буквы е - для обозначения звука [э] после непарных по твердости и мягкости согласных звуков.

Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки.

Согласный звук [й], обозначение при письме звука [й].

Разделительные знаки ь, ъ; использование при письме разделительных знаков ъ и ь.

Передача мягкого согласного звука [с'] в удмуртском языке и его обозначение при письме.

Качественная характеристика звука: гласный - согласный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.

Деление слов на слоги. Знание удмуртского алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словариками.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).

73.7.2.2. Орфоэпия.

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного удмуртского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Правильная интонация в процессе говорения и чтения.

73.7.2.3. Лексика.

Лексическое значение слова (общее представление). Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словарика учебника.

Синонимы и антонимы. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.

73.7.2.4. Морфология.

Имя существительное (ознакомление).

Общее значение имени существительного. Вопросы "кин?" ("кто?"), "ма?", "мар?" ("что?").

Изменение существительных по числам. Единственное и множественное число существительного, вопросы существительных множественного числа: "кинъёс?" ("кто?"), "маос?" ("что?").

Собственные имена существительные (имена, фамилии и отчества людей, клички животных, географические названия).

Употребление существительных в речи.

Глагол (ознакомление).

Общее значение глагола. Вопросы: "ма карыны?" ("что делать?"), "ма каре?" ("что делает?"), "ма каро?" ("что делают?"), "ма каризы?" ("что (с)делали?"), "ма карод?" ("что сделаешь?", "что будешь делать?") и другие.

Изменение глаголов по числам, единственное и множественное число глагола.

Употребление глаголов в речи.

Имя прилагательное (ознакомление).

Общее значение имени прилагательного. Вопросы "00001524.wmz?" ("какой?"), "00001525.wmz?" ("какие?").

Употребление прилагательных в речи.

73.7.2.5. Синтаксис.

Предложение как единица языка. Признаки предложения.

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений.

Порядок слов в предложении; связь слов в предложении.

73.7.2.6. Орфография и пунктуация.

Правила правописания и их применение: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия); обозначение при письме мягкости согласных звуков [д'], [з'], [л'], [н'], [с'], [т'] буквами ь, е, ё, ю, я, и в конце и в середине слова; гласные после мягких согласных в сочетаниях 00001526.wmz, ча, 00001527.wmz, чо, 00001528.wmz, чу; буквы 00001529.wmz, э после твердых согласных [д], [з], [л], [н], [с], [т]; разделительный мягкий знак (ь); разделительный твердый знак (ъ); парные звонкие и глухие согласные в конце слова; правописание слов с двойными согласными нн, лл, тт; правописание слов с буквами ф, х, ц, щ; правописание слов с мягким согласным [с']; перенос слов по слогам с одной строки на другую; правописание существительных во множественном числе; знаки препинания в конце предложения.

Использование орфографического словарика учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.

73.7.2.7. Развитие речи.

Речь как основная форма общения между людьми. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор и другие).

Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. Составление устного рассказа по картине, репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений или его частей.

Подробное изложение повествовательного текста объемом 30 - 35 слов с использованием вопросов.

Написание обучающих сочинений повествовательного характера объемом 5 - 7 предложений по картине и репродукции картин с использованием вопросов.