57.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (нанайскому) языку на уровне начального общего образования

57.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (нанайскому) языку на уровне начального общего образования.

57.10.1. В результате изучения родного (нанайского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (нанайского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (нанайского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, формируемая в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, формируемые посредством работы с учебными текстами;

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания "Я" как члена семьи, представителя народа, гражданина России.

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе на примерах из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (нанайский) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (нанайский) языка).

57.10.2. В результате изучения родного (нанайского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

57.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (нанайского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

57.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

57.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

57.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

57.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

57.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

57.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

57.10.3. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

развивать навыки аудирования и говорения: показ предмета - название предмета - проговаривание названия предмета - запоминание - повторение проговаривания;

выполнять просьбы (встань - илиро, сядь - тэгу, тэру, дай книгу - дансава буру);

формировать умения в монологической и диалогической речи: поздороваться, попрощаться, выразить радость, огорчение, поблагодарить;

отвечать на вопросы учителя по содержанию картинки, иллюстрации;

составлять небольшие предложения (2 - 5 слов), расчленять их на словосочетания, слова;

произносить гласные фонемы в нанайском языке [i], [н];

произносить согласные фонемы [з], [н];

отличать состав гласных и согласных звуков и букв в нанайском и русском языках;

соблюдать правильное ударение в словах;

сознательно, выразительно читать;

расширять словарный запас;

разыгрывать диалог по сюжетным текстам букваря;

рассказывать о себе, членах семьи, друзьях, домашних животных, игрушках;

отличать увулярные согласные [к], [г], [х], от обычных к, г, х;

беседовать по прочитанному;

пересказывать прочитанное близко к тексту;

заучивать небольшие тексты.

57.10.4. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

понимать короткое сообщение, преимущественно монологического характера, составленное на известном языковом материале;

общаться на элементарном уровне со сверстниками и взрослыми (диалогическая речь в рамках программных ситуаций и тем);

отвечать на вопросы, задавать вопросы, выражать свое отношение к обсуждаемой теме;

читать про себя, при этом понимать содержание читаемого текста (построенного на знакомом языковом материале);

понимать содержание текстов, включающих в себя несколько незнакомых слов, о значении которых можно догадаться;

выбирать нужные контексты из предложенного материала и выписывать их;

составлять небольшой рассказ (4 - 5 предложений);

распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы (слова, словосочетания, лексику, речевые клише) и грамматические явления;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные и согласные, краткие и долгие гласные, чистые и носовые гласные, дифтонги, увулярные согласные, ударные и безударные, согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие);

соблюдать правильное ударение в словах и фразах, нормы произношения звуков;

воспроизводить графически корректно все нанайские буквы;

списывать текст;

уточнять написание слова по словарю;

узнавать в письменном и устном тексте лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах изученной тематики;

распознавать и употреблять в речи ранее изученные лексические единицы (слово, словосочетание, оценочная лексика, речевые клише) и грамматические явления;

опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования;

распознавать и употреблять в речи типы предложений;

использовать в речи безличные предложения;

сравнивать языковые явления русского языка и родного на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений.

57.10.5. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

понимать содержание учебных текстов (небольших и несложных) и реагировать на них;

понимать короткое сообщение, преимущественно монологического характера, составленное на знакомом языковом материале;

общаться на элементарном уровне со сверстниками и взрослыми (диалогическая речь в рамках программных ситуаций и тем);

связно высказываться (на элементарном уровне) о природе, явлениях природы, об услышанном и увиденном, об игре, о друге, семье, при этом выражая свое отношение к предмету высказывания (монологическая речь в рамках программных ситуаций и тем);

выразительно читать вслух;

понимать содержание текстов, включающих в себя несколько незнакомых слов, о значении которых можно догадаться;

выбирать нужные контексты из предложенного материала и выписывать их;

писать короткое поздравление и выражать пожелание;

писать небольшое письмо, заполнять открытку;

составлять небольшой рассказ (4 - 5 предложений);

применять основные правила чтения и орфографии;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные и согласные, краткие и долгие гласные, чистые и носовые гласные, дифтонги, увулярные согласные, ударные и безударные, согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие);

различать типы предложений по интонации;

списывать текст;

уточнять написание слова по словарю;

использовать перевод отдельных слов (с русского языка на нанайский и обратно);

узнавать в письменном и устном тексте лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах изученной тематики;

оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;

опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования;

распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные, местоимения, прилагательные, числительные, глаголы;

распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, местоимения, прилагательные, глаголы);

владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на родном (нанайском) языке.

57.10.6. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

понимать содержание учебных текстов (небольших и несложных) и реагировать на них;

понимать короткое сообщение, преимущественно монологического характера, составленное на знакомом языковом материале;

связно высказываться (на элементарном уровне) о природе, явлениях природы, об услышанном и увиденном, об игре, о друге, семье, при этом выражая свое отношение к предмету высказывания (монологическая речь в рамках программных ситуаций и тем);

выразительно читать вслух;

читать про себя, при этом понимать содержание читаемого текста (построенного на знакомом языковом материале);

понимать содержание текстов, включающих в себя несколько незнакомых слов, о значении которых можно догадаться;

использовать приемы текстового чтения по интересующим вопросам или темам;

выбирать нужные контексты из предложенного материала и выписывать их;

составлять простой план прочитанного;

писать короткое поздравление и выражать пожелание;

писать небольшое письмо, заполнять открытку;

составлять небольшой рассказ (8 - 10 предложений);

списывать текст;

писать краткое изложение текста, доступного по содержанию и лексике;

применять основные правила чтения и орфографии;

распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы (слова, словосочетания, лексику, речевые клише) и грамматические явления;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные и согласные, краткие и долгие гласные, чистые и носовые гласные, дифтонги, увулярные согласные, ударные и безударные, согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие);

соблюдать правильное ударение в словах и фразах, нормы произношения звуков;

различать типы предложений по интонации;

корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей;

воспроизводить графически корректно все нанайские буквы;

уточнять написание слова по словарю;

использовать перевод отдельных слов (с русского языка на нанайский и обратно);

узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах знакомой тематики;

оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;

восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей;

распознавать и употреблять в речи ранее изученные лексические единицы (слово, словосочетание, оценочная лексика, речевые клише) и грамматические явления;

узнавать простые словообразовательные элементы;

опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования;

распознавать и употреблять в речи различные типы предложений;

распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные, местоимения, прилагательные, числительные, глаголы;

распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, местоимения, прилагательные, глаголы);

сравнивать языковые явления русского и родного языка на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;

представлять родной язык как средство выражения мыслей, чувств, эмоций;

владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на родном (нанайском) языке.