79.6. Содержание обучения в 1 классе

79.6. Содержание обучения в 1 классе.

79.6.1. Начальным этапом изучения предметной области "Родной (хакасский) язык и литературное чтение на родном (хакасском) языке" является учебный курс "Обучение хакасской грамоте": обучение письму идет параллельно с обучением чтению. Продолжительность учебного курса "Обучение хакасской грамоте" определяется темпом обучаемости обучающихся, их индивидуальными особенностями и может составлять до 23 недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться до 10 недель.

79.6.1.1. Развитие речи.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге. Лексические единицы, связанные с особенностями мировосприятия и отношений первоклассника со сверстниками, взрослыми и природой.

Понимание текста при его прослушивании и самостоятельном чтении вслух.

79.6.1.2. Слово и предложение.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Схема слова и предложения.

79.6.1.3. Фонетика.

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, соблюдение закона сингармонизма хакасского языка, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, кратких и долгих гласных, различение согласных фонемы гласных и согласных в хакасском языке. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове.

79.6.1.4. Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип хакасской графики. Буквы гласных как показатель твердости - мягкости согласных звуков глухости-звонкости согласных. Фонемы, долгота и краткость гласных. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа (хол, хоол). Последовательность букв в хакасском алфавите.

79.6.1.5. Чтение.

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений.

Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

79.6.1.6. Письмо.

Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма.

Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приемы и последовательность правильного списывания текста. Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

79.6.1.7. Орфография и пунктуация.

Правила правописания и их применение: раздельное написание слов, прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных), перенос слов по слогам без стечения согласных, знаки препинания в конце предложения.

79.6.2. Систематический курс.

79.6.2.1. Общие сведения о языке.

Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.

79.6.2.2. Фонетика.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Мягкие и твердые гласные и их различение. Глухие и звонкие согласные, их различение. Долгие и краткие гласные, их различение. Мягкий знак [ь] смягчение согласных в заимствованных словах. Согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч'], [щ']. Звуки [в], [ф], [ж], [ш], [ц], [щ] заимствованных словах.

Слог. Количество слогов в слове. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).

79.6.2.3. Графика.

Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение при письме твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э. Обозначение при письме мягкости согласных звуков буквами 00002327.wmz, 00002328.wmz, i, е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа (стол, конь, салаа, 00002329.wmz).

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.

Хакасский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный - непарный, глухой - звонкий.

79.6.2.4. Орфоэпия.

Произношение звуков и сочетаний звуков.

79.6.2.5. Лексика.

Слово как единица языка (ознакомление).

Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление).

79.6.2.6. Синтаксис.

Предложение как единица языка (ознакомление).

Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.

Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.

79.6.2.7. Орфография и пунктуация.

Правила правописания и их применение: раздельное написание слов в предложении, прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;

Перенос слова (без учета морфемного членения слова);

Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Алгоритмы списывания текста.

79.6.2.8. Развитие речи.

Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление).

Ситуация общения, цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения. Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Составление небольших рассказов на основе наблюдений. Использование в речи лексических единиц с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями этнокультурных традиций народов, проживающих в Республике Хакасия.