88(1).5. Пояснительная записка

88(1).5. Пояснительная записка.

88(1).5.1. Программа по родному (чукотскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету "Родной (чукотский) язык", ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

Программа разработана в целях сохранения родного чукотского языка, этнокультурной среды, в которой происходит сохранение и трансляция духовного и культурно-исторического наследия, определяющего формирование уважительного отношения к этническому своеобразию своего народа.

Программа начального общего образования по учебному предмету "Родной (чукотский) язык" разработана в соответствии с ФГОС НОО с учетом федеральной рабочей программы воспитания. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи, межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

88(1).5.2. Содержание программы по родному (чукотскому) языку.

Чукотский язык является предметом филологического цикла и наряду с русским языком и литературным чтением формирует коммуникативную компетенцию обучающегося в поликультурной среде, способствуя его языковому развитию, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств и формированию социальных умений.

Программа предусматривает достижение необходимого запаса знаний и практических навыков по родному (чукотскому) языку.

Начальный курс родного (чукотского) языка является частью систематического учебного материала, изучаемого на уровне основного общего образования.

В содержании программы по родному (чукотскому) языку выделяются следующие содержательные линии: обучение грамоте, развитие речи и систематический курс.

Содержание обучения родному (чукотскому) языку способствует:

активизации языковых способностей обучающихся на основе их речевого опыта и системных знаний и умений, приобретаемых в процессе изучения родного (чукотского) языка, в том числе во взаимосвязи с русским языком;

развитию речевой деятельности в устной и письменной формах, формированию умения формулировать и выражать мысли на чукотском языке, готовности к речевому взаимодействию на родном (чукотском) языке, использовать его в различных ситуациях общения;

обеспечению языковых, этнокультурных, образовательных потребностей и возможностей обучающихся, повышению читательской грамотности, а также поддержке их стремления к интеллектуальной и творческой самореализации на родном (чукотскому) языке.

88(1).5.3. Изучение родного (чукотского) языка направлено на достижение следующих целей:

формирование и развитие коммуникативных умений и навыков культуры речи в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), первоначальных представлений о специфике системы чукотского языка во взаимосвязи с этнокультурным компонентом;

формирование у обучающихся первоначальных представлений о языковом и культурном многообразии Российской Федерации, о месте родного (чукотского) языка в едином российском поликультурном пространстве, ценностного отношения к родному (чукотского) языку как основе духовной культуры народа Чукотки, стремления к сохранению и развитию чукотского языка, понимания роли родного языка как средства взаимодействия и общения, развитие культуры речи на родном (чукотского) языке;

формирование у обучающихся осознания языка как формы выражения национальной культуры, как средства передачи из поколения в поколение духовного наследия чукотского народа, понимание роли языка в процессе коммуникации, воспитания уважения к духовному наследию чукотского народа;

создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации обучающихся к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологического страха в использовании родного языка как средства коммуникации в современном мире;

формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры владения чукотским языком.

освоение первоначальных знаний о системе и структуре чукотского языка: лексике, фонетике, грамматике, графике, орфоэпии, морфемике (состава слова), морфологии и синтаксиса; об основных единицах чукотского языка, их признаках и специфике; развитие и обогащение их представления об окружающем мире;

приобщение обучающихся к культуре и традициям чукотского народа в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся начальной школы; формирование умения представлять Чукотку, ее культуру;

дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными обучающимися способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

88(1).5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (чукотского) языка, - 237 часов: в 1 классе - 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

88(1).5.5. Основные содержательные линии программы учебного предмета "Родной (чукотский) язык".

В содержании программы по родному (чукотскому) языку выделяются следующие содержательные линии: "Систематический курс" ("Фонетика, орфоэпия, графика, орфография". "Лексика", "Морфемика", "Морфология", "Синтаксис и пунктуация") и "Развитие речи".

Основные содержательные линии. Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй - языковые знания и навыки, оперирования ими, третьей - социокультурные знания и умения. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения родным языком на данном этапе обучения.

Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета "Родной язык".

Курс чукотского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трех его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

В букварный период необходимо дать понятие о звуковой системе чукотского языка: о кантиленном звучании всех гласных, о специфических согласных звуках чукотского языка: [в] - произносится как английский [w], [г] - произносится мягко, 00002791.png - увулярный, глухой, [л] - произносится мягко, 00002792.png - носовой, 00002793.wmz - произносится мягко как сь, об отсутствии таких согласных звуков, как - всех звонких согласных, [г] - взрывной, [ф], [х], [ш], [щ].

88(1).5.5.1. Систематический курс.

Языковые знания и навыки (практическое усвоение).

Графика, каллиграфия, орфография.

Буквы родного алфавита. Звуко-буквенные соответствия. Основные правила каллиграфии. Основные правила орфографии.

Фонетическая сторона речи. Различение на слух звуков родного языка. Соблюдение норм произношения звуков родного языка: произношение специфических звуков, геминатов (согласные, при артикуляции которых происходит задержка размыкания (например, чукотское: 00002794.png, ванныт, ыммэмы и другие) и лабиализованных звуков ("выпячивание" губ вперед и придание им округлой формы при артикуляции какого-либо звука; лабиализованные (о), (у); например, чукотское: омом, уттуут).

Дифтонги. Словесное ударение. Логическое и фразовое ударения. Ритмико-интонационное оформление основных коммуникативных типов предложений: повествовательного (утвердительного и отрицательного), вопросительного (общий и специальный вопросы), побудительного, восклицательного, а также предложений с однородными членами (интонация перечисления).

Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 450 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в пределах тематики начальной школы.

Начальное представление о способах словообразования (суффиксация, словосложение, конверсия).

Грамматическая сторона речи.

Имя существительное. Имена существительные нарицательные и собственные. Класс имен существительных. Существительные в единственном и множественном числе. Образование множественного числа существительных. Употребление форм основных и местных падежей существительных.

Имя прилагательное. Изменение прилагательных по классам и родам.

Имя числительное. Количественные числительные. Порядковые числительные. Правописание числительных.

Местоимение. Личные местоимения в основных и местных падежах. Притяжательные, вопросительные, указательные местоимения.

Глагол. Целевая форма глагола. Глаголы с показателями грамматических классов. Временные формы простых и составных глаголов.

Формы вопросительного, условного и побудительного наклонений глагола.

Наречие. Наречия времени, места и образа действия.

Предлоги. Функция предлога: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Окончание падежной формы имен существительных в словах чукотского языка, обозначающие предлог. Послелог. Послелоги, выражающие пространственные и временные отношения.

Простое предложение. Односоставные, двухсоставные и трехсоставные предложения. Выражение субъекта в предложении. Предложения с простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым, составным глагольным сказуемым. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное.

Утвердительные и отрицательные предложения. Порядок слов в предложении. Простые распространенные предложения, предложения с однородными членами.

Сложное предложение. Сложносочиненные предложения с союзами.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств информационных и коммуникационных технологий.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

88(1).5.5.2. Обучение грамоте и развитие речи.

Раздел "Обучение грамоте и развитие речи" делится на три периода: добукварный, букварный и послебукварный.

Задачи добукварного периода:

научить воспринимать на слух чукотскую речь и вести несложный диалог;

развить чувство языка;

создать у обучающихся достаточный словарный и фразеологический запас;

заложить основы правильного чукотского произношения гласных с гортанно-смычным (00002795.wmz, 00002796.wmz, 00002797.wmz, 00002798.wmz, 00002799.wmz, 00002800.wmz) и без него (а, о, у, и, э, ы), а также согласных: в, г, 00002801.png, л, 00002802.png;

развить фонематический слух звуковым аналитико-синтетическим методом;

подготовить детей к письму.

Усвоение отдельных слов по теме, составление предложений с данными словами: беседы по картинкам букваря, различным наглядным пособиям (в том числе с применением мультимедийных технологий) для закрепления слов, называющих предметы. Например, учитель спрашивает: 00002803.png? - Что это? Ответ: 00002804.png. - Это птичка. Затем включают их в простейшие предложения: 00002805.png вакъогъэ. - Птичка села. 00002806.png. - Птичка улетела.

Расширение и обогащение словарного запаса, активизация словаря обучающихся словами, обозначающими признаки и действия предметов: названия предметов домашнего обихода, наименования явлений природы и общественной жизни, а также собственные имена людей.

Повторение и закрепление изученных слов и типовых предложений, в том числе с использованием словесных, сюжетно-ролевых игр. Ответы обучающихся на вопросы учителя типовыми фразами. Например: 00002807.png? - Кто это? 00002808.png Петя. - Это Петя. 00002809.png Петя? - Что делает Петя? Петя 00002810.png. - Петя играет.

Обучение типовым формам вопросительных предложений. Например: 00002811.png? Микынти 00002812.png? - Кто это? Ръэнут 00002813.png? Ръэнутэт 00002814.png? - Что это? Э'ми 00002815.png? - Где карандаш? ручка? Э'ми 00002816.png? - Где карандаши? ручки? 00002817.png гынин ыммэмы? - Где работает твоя мама?

Работа над словами и фразами пассивного словаря (словами, которые дети сами не употребляют, но должны понимать, когда учитель произносит их). Например: 00002818.png - встань, 00002819.png - встаньте, 00002820.png - сядь, 00002821.png - сядьте, 00002822.png - иди сюда, 00002823.png - идите (вы) сюда, 00002824.png - покажи, 00002825.png - покажите (вы) их, 00002826.png - дай мне его, 00002827.png - дайте мне его (их), 00002828.png - возьми, 00002829.png - возьмите, 00002830.png - положи ты его, 00002831.png - положите, 00002832.png - зайди, 00002833.png - зайдите, 00002834.png - открой его, ее, 00002835.png - откройте их, его, 00002836.png - произнеси, расскажи, 00002837.png - произнесите, 00002838.png - отдохни, 00002839.png - тихо, не шуметь.

Учет особенности чукотского языка (деления существительных на группы "человек" и "не человек"), правильное употребление глаголов, относящихся только к людям и только к животным. Например: 00002840.png. - Мальчик бежит. 00002841.png. - Олень бежит. Нэнэны 00002842.png. - Ребенок ест. Ы'ттьын 00002843.png. - Собака ест. - 00002844.png. - Девочка поет. 00002845.png. - Пуночка поет.

Учет фонетических особенностей чукотского языка:

местные говоры: тэргатык (Анадырский, Чаунский, Иультинский районы), 00002846.png (остальные районы) - "плакать", 00002847.png (с. Уэлен), 00002848.png (остальные районы) - "вдруг", 00002849.png (с. Лорино, Анадырский, Беринговский районы), 00002850.png (остальные районы) - "упасть", кэвэт (с. Лорино), кээт (остальные районы) - "неровности", "шероховатости", поялгын (с. Лорино), поа'лгын (остальные районы) - "сажа", "грязь" и другие;

лексические расхождения: чейъутук - танцевать в ансамбле (с. Узлен), илюльэтык - танцевать, плясать (остальные районы), илюльэтык - работать (с. Илирней), ванляк - голодать (с. Омолон), ванляк - просить (остальные районы), кэлитъулти - деньги (Анадырский район), манэт - деньги (остальные районы) и другие.

Задачами букварного периода являются:

обучение детей чтению и письму;

привитие элементарных навыков письма;

накопление некоторых грамматических понятий.

Ознакомление с основными звуками чукотской речи и способами их буквенного обозначения; составление слова из букв; обучение чтению и письму.

Обучение грамоте, как правило, звуковым аналитико-синтетическим методом (последовательное членение слов на звуки и установление их порядка в слове, затем произношение слова, подвергнутого звуковому анализу).

Работа с разрезной азбукой - сопоставление звука и буквы для понимания их соотношения, произношение и написание слов для дальнейшего осознанного изучения правил орфографии и орфоэпии.

Тренировочные упражнения на преобразование слов путем замены букв, наращения приставок и суффиксов в слове.

Чтение предложений и связных текстов по букварю. Чтение настенных таблиц, состоящих из отдельных слов, дописывание на доске слов с незаконченным слогом, например: мэ... (мэ-мыл - нерпа, 00002851.png - патрон).

Обучение письму параллельно с обучением чтению: списывание слов и предложений с доски и книги после чтения вслух, письмо под диктовку (слова, предложения), письмо по памяти (буквы, слова).

Работа по развитию речи и мышления обучающихся: группировка слов, составление ответов на вопросы к написанному и прочитанному предложению, рассказу, к картине, пересказ прочитанного по вопросам учителя, заучивание наизусть небольших стихотворений после разбора с учителем.

Реализация 5 (пяти) этапов периода обучения родной грамоте:

первый этап: знакомство с гласными звуками и буквами: ы, а, э, о, у (при произношении чукотских гласных звуков (в начале слова) корень языка опущен: не продвигается к задней стенке глотки) и согласными: м, н, т, к, р как наиболее удобными для звукового анализа. Гортанно-смычный с гласными (обозначение при письме гортанно-смычного апострофом и другими знаками): в начале слова 00002852.wmz, 00002853.wmz, 00002854.wmz, 00002855.wmz, 00002856.wmz, 00002857.wmz (после мягких согласных [л] и [ч] - ьа, ьо, ьу, ьи, ьы, ьэ), после всех остальных согласных ъа, ъо, ъу, ъи, ъы, ъэ - изучаются параллельно с гласными: а, о, у, и, ы, э. Использование картинок, рисунков, отражающих лексический материал о формах единственного и множественного чисел (принцип "один - много" предметов). Например: ыннээн - ынныт (рыба, рыбы), ы'ттъын - ы'ттъыт (собака, собаки) и другие;

второй этап: изучение звуков и букв: п, ч, и, 00002858.wmz;

третий этап: звуки и буквы, имеющие некоторое соответствие с русским языком, но отличающиеся произношением: л, в, г;

четвертый этап: ознакомление обучающихся с согласным й, йотированными гласными: е, е, ю, я. Анализ слов, в начале которых стоят гласные: 00002859.png (яранга, дом), еквае (гагара) и другие;

пятый этап: ознакомление со специфическими звуками и буквами родного языка: 00002860.png, 00002861.png, ъ.

88(1).5.5.3. Чтение и развитие речи.

Чтение - важное средство воспитания чувства любви к родной земле. Оно развивает в детях чувство дружбы, взаимопомощи, партнерства. Чтение расширяет кругозор детей, направляет их интересы, формирует материалистическое представление об окружающей действительности.

Программой по чтению и развитию речи предусматриваются виды работ с текстом, развитие устной связной речи, работа по сюжетным картинкам, коллективные и индивидуальные сочинения и изложения (устно и письменно один раз в четверти по каждому виду работ) на заданные темы. Всего 4 сочинения и 4 изложения в течение учебного года.

Обучающийся, оканчивающий курс начального образования по чукотскому языку, должен овладеть необходимыми навыками сознательного, правильного, выразительного, плавного и беглого чтения художественных произведений на родном языке. При этом он должен читать, не пропуская, не заменяя, не повторяя при чтении отдельных слов, слогов и звуков, соблюдая правильную интонацию и паузу между словами и предложениями.

Обучающиеся при чтении родного слова должны соблюдать фонетический принцип с правильным произношением звуков, характерных для чукотского языка, делать остановки на знаках препинания, уметь объяснить слова, состоящие из одного корня, и выражения, встречающиеся в тексте, отвечать на вопросы, помещенные под текстом или заданные учителем, задавать вопросы друг другу, рассказывать о прочитанном.

Разъяснение учителем или хорошо знающим родной язык обучающимся более сложных слов (агглютинативных и инкорпоративных).

Необходимо уделять чтению обучающихся большую часть урока (25 - 30 минут), использовать различные виды чтения: вслух, про себя, по частям, выборочно, с комментированием, самостоятельно, "цепочкой", по ролям.

Чтение художественных произведений с предварительной подготовкой (беседа с использованием личного опыта обучающихся, их наблюдений; рассказ учителя; показ картины) и без подготовки.

Чтение и разбор прочитанного от частей к целому (при чтении статей) или от целого к частям (при чтении художественных произведений).

Беседа после чтения художественного произведения для выяснения, как обучающиеся поняли основное содержание прочитанного, каково их отношение к тому, о чем они прочитали.

Анализ содержания с чтением отрывков, с объяснением отдельных слов и выражений, пересказом.

Словарная работа, направленная на уяснение содержания читаемого, уточнение, расширение словаря обучающихся, развитие речи и мышления.

Составление кратких и развернутых планов прочитанных произведений.

Различные виды пересказа: своими словами и близко к тексту, распространенный и краткий, полный и выборочный, с изменением лица рассказчика, от имени одного из действующих лиц.

Выразительное чтение, работа над интонацией при чтении повествовательных, вопросительных предложений, при наличии восклицательного знака.

Обучение правильному произношению с учетом фонетических особенностей и лексических расхождений родного языка того населенного пункта, где живут обучающиеся.

88(1).5.5.4. Грамматика, правописание и развитие речи.

Задачами уроков родной грамматики являются:

развитие навыков правильной устной и письменной речи;

знакомство с грамматическим строем родного языка;

овладение навыками правильного произношения и умение использовать знание родного языка.

Программа по грамматике содержит следующие разделы: фонетика ("Звуки и буквы", "Гласные и согласные"), морфология ("Слово", "Состав слова", "Части речи"), синтаксис ("Предложение"). Программный материал расположен таким образом, чтобы грамматические понятия и навыки речи и письма формировались постепенно.

Главное внимание на уроках родного чукотского языка должно уделяться особенностям языка, отличающим его от русского; различиям в звуковом составе и алфавите, правописании, конструкции предложений, связанной с формами непереходного и переходного глаголов, грамматической связи между словами, выраженными инкорпоративными комплексами, гармонии гласных.

Сведения о грамматике родного языка в чукотской школе носят элементарно-практический характер.

Начиная с 1 класса, и дальше в конце каждой четверти, следует проводить проверочные и обучающие работы: списывание слов, небольших текстов, словарный диктант, диктант, изложение, сочинение. Диктанты должны носить воспитывающий, познавательный характер, должны быть доступными по содержанию и структуре. Объем диктанта и текста для списывания в конце года должен быть 20 - 30 слов - 1 класс, 30 - 40 слов - 2 класс, 40 - 50 слов - 3 класс, 50 - 60 слов - 4 класс.