45.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (коми) языку на уровне начального общего образования
45.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (коми) языку на уровне начального общего образования.
45.10.1. В результате изучения родного (коми) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного коми языка, отражающего историю и культуру коми народа;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание значимости коми языка в ряду других родных языков народов Российской Федерации;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего родного края, коми народа, в том числе при работе с текстами на уроках родного (коми) языка;
проявление уважения к коми и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
2) духовно-нравственного воспитания:
осознание коми языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей коми народа;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности; осознание важности коми языка как средства общения и самовыражения коми народа;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета и правил общения;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, (в том числе через примеры из художественных произведений);
бережное отношение к природе посредством примеров из учебных текстов;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальное представление о системе коми языка;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению родного (коми) языка, активность и самостоятельность в его познании.
45.10.2. В результате изучения родного (коми) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
45.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления коми языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
45.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения заданий, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования), формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
45.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (обращаясь к учебнику, словарям, справочникам);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о значении слова, о написании и произношении слова, о происхождении слова);
анализировать и создавать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
45.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
подготавливать небольшие публичные выступления о результатах работы, о результатах наблюдения, выполнения проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото) к тексту выступления.
45.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
45.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибки.
45.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
45.10.3. Предметные результаты изучения родного (коми) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
понимать различие между звуками и буквами, устанавливать последовательность звуков в слове и их количество, различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить, определять качественную характеристику гласного звука в слове, различать гласный звук [и] и согласный звук [й'], различать согласные звуки: твердый или мягкий, звонкий или глухой, определять функцию ь как показателя мягкости предшествующего согласного звука;
правильно называть буквы коми алфавита, называть буквы гласных как показателей твердости или мягкости согласных, наблюдать над образованием гласных и согласных звуков речи, различать непарные твердые и мягкие согласные, находить их в слове;
характеризовать особенности букв х, ц, ф, щ, соотносить их с буквами коми языка: х - к, ц - ч, ф - п, щ - ш, тш;
анализировать употребление гласных после парных по твердости и мягкости согласных д, з, л, н, с, т;
различать слова с буквами и, i;
различать слово и слог, определять количество слогов в слове, по слогам переносить слова с одной строчки на другую;
различать слово и предложение ( - , ку - кук, ка - кар), осознавать слово как единство звучания и значения, классифицировать и объединять заданные слова по лексическому значению (животные, деревья, цветы, учебные принадлежности и другие);
различать многозначные и однозначные слова, подбирать слова близкие и противоположные по значению, различать слова, обозначающие живые существа (рака, мазi) и неодушевленные предметы (, тшак);
определять количество слов в предложении, выделять слова из предложения, членить устную речь на предложения, выделять предложения из речи, соблюдать в устной речи интонацию конца предложений, соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам, составлять предложения из данных слов, по данной схеме, рисунку или иллюстрации на заданную тему;
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы, устанавливать связь слов в предложении по вопросам, правильно интонировать повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения, составлять предложения с заданными словами с последующим распространением предложений;
соотносить звучание и написание слов, объяснять случаи расхождения звучания и написания, объяснять правила написания слов с прописной буквы, подбирать слова, которые пишутся с прописной буквы, подбирать и записывать имена собственные на заданную букву, оформлять начало и конец предложения (употреблять заглавную букву в начале предложения и точку - в конце);
безошибочно списывать текст объемом 10 слов с доски и из учебника, применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании, писать под диктовку тексты объемом 15 слов в соответствии с изученными правилами, писать по памяти 1 - 2 предложения объемом 6 - 7 слов;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений, анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте, определять тему текста, озаглавливать текст, соотносить заголовок и содержание текста, пересказывать текст по ключевым словам и вопросам, составлять текст из набора предложений, составлять небольшой рассказ повествовательного характера по серии сюжетных картинок и по рисунку;
различать устную, письменную и диалогическую речь, слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос, составлять высказывания по наблюдению, устно описывать свои наблюдения, составлять диалог на заданные темы и ситуации, участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения).
45.10.4. Предметные результаты изучения родного (коми) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
правильно называть буквы коми алфавита и правильно произносить соответствующие им звуки, определять качественную характеристику звука: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий, парный или непарный, согласный глухой или звонкий, парный или непарный, характеризовать, анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
определять функции букв е, ё, ю, я в слове, устанавливать соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с буквами е, ё, ю, я, определять количество слогов в слове с использованием гласных, правильно переносить слова с одной строчки на другую по слогам, характеризовать звуки, отсутствующие в коми языке, применять знания фонетического материала при обозначении мягкости согласных ь и и, а также буквами е, ё, я, ю; обозначении твердости парных согласных д, з, л, н, с, т буквами э, i;
правильно называть буквы коми алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке, находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов (кань, , ), осуществлять звуко-буквенный анализ простых слов с использованием памятки, оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слов;
соотносить русские и коми звуки: [ф] - [п], [х] - [к], [ц] - [ч'], [щ'] - [ш], [ч], передавать русские звуки [ф], [х], [ц], [щ'] при заимствованиях в коми языке со звуками [п], [к], [ч'], [ш], [ч] (партук, сакар, кольча, плаш, ), различать произношение звуков речи в коми и русском языках: произношение звонких парных согласных в абсолютном конце слова (гоб), глухих и звонких парных согласных внутри слова перед глухими и звонкими согласными (лавка);
использовать при письме небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса и абзац;
определять значение слова, пользуясь толковым словарем в учебнике (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно), различать однозначные и многозначные слова, наблюдать за использованием в тексте синонимов, антонимов и омонимов (без терминов), наблюдать за словами, употребленными в прямом и переносном значении, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом и переносном значении, определять в художественном тексте слова, употребленные в переносном значении;
реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящий для заполнения пропуска в предложении, корректировать речевые ошибки, подбирая наиболее точный синоним, наблюдать за использованием устойчивых выражений, контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова;
определять в слове корень, пользуясь памяткой, осознавать значение понятия "однокоренные слова", опознавать однокоренные слова среди не однокоренных слов, подбирать однокоренные слова к данному слову либо с заданным корнем, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, различать однокоренные слова и слова-синонимы;
находить имя существительное, имя прилагательное и глагол по существенным признакам, определять синтаксическую функцию имен существительных, прилагательных и глаголов в предложениях, подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов;
распознавать имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам "кодi?" ("кто?"), "мый?" ("что?"), опознавать собственные и нарицательные имена существительные, наблюдать за использованием в речи коми прозвищ, различать единственное и множественное число имен существительных;
находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, выявлять роль имен прилагательных в художественном тексте-описании;
находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи;
находить послелоги и понимать их роль в предложении, объяснять функции послелогов, составлять с ними словосочетания и предложения, соотносить послелог с русским предлогом: послелог ставится после знаменательного слова: керка дорын (возле дома), пызан вылын (на столе);
различать слово, словосочетание и предложение, выявлять их сходство и различие, различать предложение и слова, не составляющие предложения, выделять предложения из речи, определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения, соблюдать в устной речи интонацию конца предложений, устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении, ставить вопросы от главного слова к зависимому;
классифицировать предложения по цели высказывания и интонации (эмоциональной окраске), находить в тексте повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные и невосклицательные предложения, правильно применять при письме знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое, находить второстепенные члены предложения (без деления на виды);
находить в тексте предложения с заданными характеристиками, восстанавливать деформированные предложения, составлять предложения по схеме, рисунку и на определенную тему;
объяснять правило обозначения мягкости согласных буквами: ь, и, е, ё, я, ю; применять изученные правила правописания при письме, объяснять правило обозначения твердости парных согласных д, з, л, н, с, т буквами э, о, а, у, i, применять изученные правила правописания при письме, объяснять правило обозначения мягкости согласных буквой и, твердости согласных буквой i;
осознавать значение понятий "орфограмма" и соотносить орфограммы с изученными правилами, находить орфограммы по опознавательным признакам в указанных учителем словах, пользоваться орфографическими словарями при проверке их написания;
употреблять в письменной речи заглавную букву в именах собственных, правильно писать прописную букву в начале предложения, раздельно писать послелоги с существительными, объяснять и правильно писать разделительный ъ в именах существительных множественного числа перед буквами е, , ю, я после твердых согласных, объяснять и правильно писать разделительный ь перед е, , ю, я после мягких согласных;
безошибочно списывать текст объемом 20 - 25 слов с доски и из учебника, писать под диктовку тексты объемом 30 - 35 слов с соблюдением изученных правил, писать по памяти 2 - 3 предложения объемом 12 - 15 слов;
читать тексты учебника по коми языку, извлекать из текстов нужную информацию, пользоваться словарями учебника по родному языку для решения речевых задач;
различать устную и письменную, монологическую и диалогическую речь, отличать текст от набора предложений, которые не связаны между собой, восстанавливать (корректировать) деформированный текст, в котором нарушен порядок предложений и частей текста (абзацев), понимать, раскрывать тему и основную мысль текста, озаглавливать текст и подбирать заглавие к тексту, определять последовательность частей текста и распознавать части текста: начало, основная часть и концовка, находить ответы на вопросы, данные к тексту;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение, находить в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность, составлять небольшие повествовательные и описательные тексты на близкую жизненному опыту обучающихся тему, составлять тексты разных жанров: сказка, загадка, считалка, небылица, составлять текст по иллюстрациям учебника, вопросам и ключевым словам, составлять текст по заданному началу или концу, находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за явлениями природы и на определенную тему, составлять диалог на заданную тему и ситуацию, создавать описательный текст по репродукциям картин коми художников, помещенных в учебниках по родному языку;
устно излагать содержание прочитанного текста по вопросам, вести разговор на определенную тему, соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного общения, проверять правильность своей письменной речи, находить и исправлять неточности в содержании и оформлении, анализировать свою и чужую речь с точки зрения правильности, точности, ясности содержания, соблюдать нормы употребления слов, указанные в словарях учебника.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
42.10.5. Предметные результаты изучения родного (коми) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
характеризовать звуки коми языка: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий, парный или непарный, согласный глухой или звонкий, парный или непарный, устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с ь в середине слова и на конце, соотносить звуковой и буквенный состав слов с буквами е, ё, ю, я, осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов с использованием алгоритма;
использовать знание алфавита при работе со словарями, справочниками и каталогами;
использовать нормы произношения звуков и сочетаний звуков, применять знания фонетического материала при использовании правил правописания слов с двумя дз, удвоенными согласными (поводдя, мыссис), оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова, различать произношение звуков речи в коми и русском языках;
ставить при письме пробел между словами и использовать знак переноса, использовать при письме разделительный ь и ъ;
находить в тексте незнакомое слово и определять его значение по толковому словарю, подбирать синонимы и антонимы к заданным словам, уточнять их значение по словарям, наблюдать за использованием омонимов и различать их в предложениях, наблюдать за использованием фразеологизмов в предложениях и тексте, осознавать их функцию в речи, подбирать к конкретным словам обобщенные слова, к предложенным словам обобщенного значения (обувь) приводить слова с конкретным значением (сапоги, туфли, валенки);
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;
находить в художественном тексте слова, употребленные в прямом и переносном значении, находить в описательном тексте эпитеты, сравнения, оценивать уместность использования синонимов в тексте, подбирать синонимы для устранения повторов в тексте, употреблять в речи устойчивые выражения (фразеологизмы);
находить в словах основу, корень, словоизменительный и словообразовательный суффиксы, выявлять признаки однокоренных слов, различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова, различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, подбирать слова с заданной структурой по данной схеме, образовывать новые слова с данными словообразовательными суффиксами, осознавать значения, вносимые в слово словообразовательными суффиксами (простейшие примеры), наблюдать за способами образования слов при помощи суффиксов;
разбирать слова по составу с использованием памятки, оценивать правильность проведения разбора по составу, моделировать слова заданного состава, анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава;
распознавать имена существительные на основе существенных признаков, распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные, находить начальную форму имени существительного, определять грамматические признаки имен существительных (число, падеж), изменять имена существительные по падежам, употреблять имена существительные в разных падежных формах, определять их назначение;
распознавать имена прилагательные на основе вопросов и значений, подбирать имена прилагательные к заданному имени существительному, сравнивать роль прилагательных в русском и коми языках, определять, что в коми языке в функции необособленного определения перед существительным имя прилагательное не изменяется ( вой), в положении обособленного определения при подлежащем прилагательное согласуется с ним в числе (лунъясыс );
распознавать глаголы на основе существенных признаков, определять начальную (неопределенную) форму глаголов, распознавать число и время глаголов, оценивать уместность употребления глаголов в тексте, заменять повторяющиеся глаголы синонимами, анализировать грамматические признаки заданных глаголов (категории лица, числа и времени);
производить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по памяткам, предложенным в учебнике;
образовывать имена существительные, имена прилагательные и глаголы с помощью суффиксов;
различать слово, словосочетание и предложение, отличать основу предложения от словосочетания, выделять в предложении словосочетания, выявлять их сходство и различие, устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов, выделять предложения из речи, определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), находить в тексте повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;
различать понятия "члены предложения" и "части речи", находить главные и второстепенные члены предложения, задавать вопросы от главного слова к зависимому, устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении и отражать ее в схеме, соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме, различать распространенные и нераспространенные предложения, составлять такие предложения, восстанавливать деформированные предложения, составлять предложения по схеме, рисунку и на определенную тему;
находить предложения с обращениями, выделять при письме обращения запятыми, распознавать в предложении слова-обращения, выделять их интонационно;
объяснять и правильно писать разделительный ъ в именах существительных множественного числа перед буквами е, ё, ю, я после твердых согласных, разделительный ь перед буквами е, ё, ю, я после мягких согласных;
объяснять и применять при письме правило правописания заимствованных существительных, оканчивающихся на р, соотносить правописание русских слов (зверь, календарь) и коми слов (звер, календар);
применять правило правописания слов с двумя дз, удвоенными согласными (поводдя, мыссис);
объяснять и правильно писать букву i в глаголах прошедшего времени (мунiс);
объяснять правописание существительных и местоимений с послелогами;
находить орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах, соотносить орфограммы с изученными правилами, использовать орфографический словарь для определения правильности написания слова, проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки;
безошибочно списывать текст объемом 35 - 40 слов с доски и из учебника, писать под диктовку тексты объемом 50 - 55 слов в соответствии с изученными правилами, писать по памяти несколько предложений объемом 16 - 20 слов;
восстанавливать текст, в котором нарушен порядок предложений и частей, находить в тексте лишнее предложение не по теме, соотносить тему и основную мысль текста, определять основную мысль в текстах, где она прямо автором не сформулирована, определять по заглавию тему, основную мысль и содержание текста, озаглавливать текст и подбирать из предложенных текстов наиболее удачное и точное заглавие;
определять последовательность частей текста и распознавать части текста, озаглавливать части текста и составлять словесно-логический план текста повествовательного характера, выделять в тексте опорные слова, распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение, составлять текст по иллюстрациям учебника, вопросам и ключевым словам, составлять текст по данному началу и концу;
различать устную и письменную речь, диалогическую и монологическую формы речи, участвовать в устном общении на уроке и выражать собственное мнение, анализировать свою и чужую речь с точки зрения правильности передачи содержания, проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические, пунктуационные и речевые ошибки, соблюдать речевой этикет при знакомстве, приветствии и выражении благодарности, составлять поздравительные тексты;
составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам, составлять небольшие тексты повествовательного характера по иллюстрациям и серии сюжетных картинок, подробно, сжато или выборочно передавать содержание повествовательного текста, создавать небольшие повествовательные и описательные тексты на близкую жизненному опыту детей тему, составлять тексты-описания на основе наблюдения, составлять тексты-рассуждения на простейшие лингвистические темы, составлять описательные тексты по репродукциям картин коми художников, помещенным в учебнике, составлять тексты разных жанров: сказка, загадка, поздравление, объявление, письмо;
находить в описательном тексте изобразительные средства языка, которые создают выразительность, различать тексты разных стилей: разговорная речь и художественная речь, сравнивать разговорную и художественную речь, употреблять слова учебно-деловой речи при комментировании написания слов и решении орфографических задач.
45.10.6. Предметные результаты изучения родного (коми) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
соблюдать языковые нормы в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
различать звуки и буквы, правильно произносить аффрикаты тш - [ч], дж - [z], дз - [z'], наблюдать за явлениями ассимиляции звуков речи (колля, беддя), наблюдать за произношением звуков в коми и русском языках, характеризовать звуки, отсутствующие в коми языке, соотносить русские и коми звуки: [ф] - [п], [х] - [к], [ц] - [ч'], [щ'] - [ш], оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения или объяснения, находить среди предложенных слов или в тексте синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы, подбирать синонимы для устранения повторов в тексте, пользоваться толковыми словарями, словарями синонимов, антонимов и однокоренных слов;
понимать этимологию мотивированных слов-названий, подбирать к конкретным словам обобщенные слова, к предложенным словам обобщенного значения приводить слова с конкретным значением, оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи, понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова, подбирать антонимичные слова для точной передачи содержания, находить изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, олицетворения, оценивать уместность употребления этих средств в речи;
находить и обозначать в словах основу, корень, словоизменительный и словообразовательный суффиксы, различать изменяемые и неизменяемые слова, определять словоизменительные и словообразовательные суффиксы, выделять их в словах, различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, образовывать новые слова разных частей речи с данными словообразовательными суффиксами, осознавать значения, вносимые в слово словообразовательными суффиксами;
наблюдать за способами образования слов разных частей речи при помощи суффиксов, наблюдать за изменением и образованием слов коми языка, при котором встречаются явления чередования звуков: [в] - [л], вставка дополнительных согласных звуков [й'], [к], [м], [т], подбирать слова по данной схеме-модели, понимать эмоциональные и изобразительные возможности суффиксов -ник-, -иник- (-iник-), -ик-, -кодь-;
разбирать слова по составу с использованием памятки, оценивать правильность проведения разбора по составу;
определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных существенных признаков, разделять слова по частям речи, находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочеты в употреблении изучаемых форм частей речи;
определять грамматические признаки имен существительных, определять падеж, в котором употреблено имя существительное, изменять имена существительные по падежам и числам, образовывать имена существительные с помощью суффиксов;
определять грамматические признаки имен прилагательных, различать имена прилагательные в русском и коми языках, образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов;
изменять глаголы по временам, числам и лицам, образовывать отрицательные глаголы;
склонять личные местоимения, использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
различать наиболее употребительные послелоги и определять их роль при составлении предложений;
понимать роль союзов и, да, а, но в речи;
проводить полный морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по алгоритмам, данным в учебнике, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
различать предложение, словосочетание и слово, составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме, устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении, соотносить предложения со схемами, выбирать предложения, соответствующие схемам, классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации, различать распространенные и нераспространенные предложения, распространять нераспространенные предложения второстепенными членами;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены, ставить запятые в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях, различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение, использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения, при составлении предложений с однородными членами пользоваться бессоюзной связью, союзами и, да, а, но;
находить изученные орфограммы по опознавательным признакам в указанных учителем словах, соотносить орфограммы с изученными правилами, подбирать слова с определенной орфограммой, при составлении собственных текстов использовать орфографический словарь или пропуск орфограмм, проверять собственный или предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
безошибочно списывать текст объемом 55 - 60 слов с доски и из учебника, писать под диктовку тексты объемом 65 - 75 слов в соответствии с изученными правилами, писать по памяти несколько предложений объемом 21 - 25 слов, переводить с русского языка на коми небольшие по объему тексты;
владеть диалогической и монологической формами речи, строить монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, различать узкую и широкую темы, озаглавливать текст по теме или главной мысли, находить опорные слова, выделять части текста, составлять план к заданным текстам;
пользоваться памяткой для подготовки и написания письменного изложения, подробно, выборочно, сжато и творчески с изменениями передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, грамотно воспроизводить текст и писать изложение, соблюдая требования каллиграфии при письме;
составлять тексты разных жанров и видов (сказка, загадка, считалка, небылица, невыдуманный рассказ, письма, поздравления и другие), составлять тексты повествовательного и описательного характера по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин коми художников, по заданным темам, ключевым словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, создавать сравнительные описания по темам, рисункам и ключевым словам;
различать стилистические разновидности текстов: художественный и научный, научный и деловой, разговорный и художественный (ознакомительно), анализировать тексты разных типов, видов и жанров с целью поиска нужной информации, заданной в тексте в явном виде;
редактировать собственные и заданные тексты с учетом точности, правильности и выразительности письменной речи, использовать в текстах синонимы и антонимы, проверять и анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями, соотносить их с данными в учебниках алгоритмами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, соотносить собственный текст с исходным (для изложений), с назначением и задачами творческой деятельности (для сочинений);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические, пунктуационные и речевые ошибки, улучшать написанное, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться справочной литературой, словарями, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему и при выполнении проектных работ.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей