118.8. Содержание обучения в 4 классе

118.8. Содержание обучения в 4 классе.

118.8.1. Круг детского чтения.

118.8.1.1. Тайга полна сказок.

00004635.png

118.8.1.2. Наши корни.

Любовь к родине в произведениях основоположников коми литературы. Г.С. Лыткин "Вежа 00004636.wmz 00004637.wmz" ("Житие Стефана Пермского") (отрывок из повести). И.А. Куратов, стихотворение "Коми кыв" ("Коми язык"). В.А. Савин, стихотворение "Гажаин, мусаин" ("Место радости, любви"). Н.Т. Пунегов, рассказ "Чер ю дорын" ("У речки Чер"). Народные рассказы "Паляйка", "Мелейка". И.А. Куратов, басня "00004638.wmz" ("Дележ льва"). Г.А. Федоров "Востым" ("Зарница") (отрывок из романа). В.И. Лыткин, рассказ "00004639.wmz сун-сан Александр (сун-сан)". А.А. Суханова, сказка "Пон да сизь" ("Собака и дятел"), рассказ "00004640.wmz" (Пепелище)".

118.8.1.3. Искорки смеха.

00004641.png

118.8.1.4. Сказка хорошее восхваляет, плохое осуждает.

К.Ф. Жаков, сказка "Эзысь мойд" ("Серебряная сказка"). И.М. Вавилин, сказка "00004642.wmz сан" ("Росомаха-проказница"). А.Н. Ракин, рассказ "Сан" ("Росомаха)". Е.В. Козлова "00004643.wmz да Ёма" ("Леший и Яга"), "Ёма-Йомала" ("Яга-Йомала"), "Нюр весьтын тыш" ("Бой над болотом") (отрывки из повести-сказки "00004644.wmz" ("Волшебные очки"). Н.А. Щукин, сказка "Нагай-лэбач" ("Нагай-птица"). А.П. Мишарина, пьеса "Выльвося мойд" ("Новогодняя сказка"). Е.В. Габова, пьеса-сказка "Ошпи видзысь" ("Медвежья нянька"). Н.Н. Куратова, сказка "00004645.wmz" ("Встреча с Дедом Морозом").

118.8.1.5. В природе есть много тайн.

00004646.png

00004647.png

118.8.1.6. Милые, вы милые, девочки и мальчики.

00004648.png

118.8.1.7. Жизненные корни - предки.

00004649.png

118.8.1.8. Колодец полон красивых коми слов.

00004650.png

00004651.png

118.8.1.9. У нас одни корни.

Уважение родственных связей между финно-угорскими народами. С.Г. Чавайн, марийское стихотворение "Рас" ("Роща"). Р.К. Орлова, стихотворение "Мордва кыв" ("Мордовский язык"). Из поэзии финнов: "00004652.wmz ылын, 00004653.wmz ты дорын" ("Где-то далеко, у лесного озера"). Удмуртская легенда "Медводдза 00004654.wmz" ("Первая книга"). Венгерская сказка "Еджыд 00004655.wmz" ("Белый конь").

118.8.2. Литературоведческая пропедевтика.

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: эпитетов, сравнений, олицетворения, звукопись, слова-повторы, слова, выражающие чувства, осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор, сюжет, тема, основная мысль. Герой произведения: портрет, речь, поступки, мысли, отношение к нему автора.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи. Фольклорные и авторские художественные произведения. Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Художественные особенности сказок: лексика, построение - фантастические элементы, трехкратный повтор, зачин, концовка. Литературная (авторская) сказка. Миф, легенда, предание - знакомство с фольклорными жанрами.

Рассказ (персонаж и событие, авторское отношение к изображаемым событиям), стихотворение (чувства, стихотворная строка, ритм, рифма), басня (изображение персонажа и события, мораль, юмор, аллегория) - наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами. Виды рассказов (художественный, художественно-познавательный, автобиографический).

Автор: рассказчик-автор, рассказчик-персонаж, писатель: произведение-тема, писатель-книга.

Название произведения, название книги, книга-произведение, книга-сборник.