124.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (марийском) языке на уровне начального общего образования
124.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (марийском) языке на уровне начального общего образования.
124.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (марийском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (марийском) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений).
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами родной (марийской) литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.
124.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (марийском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
124.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.
124.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
124.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
124.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
124.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
124.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.
124.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (марийском) языке с использованием предложенного образца.
124.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (марийском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объему произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания), выразительно читать художественный текст, подбирая нужную интонацию и ритм для чтения, читать художественное произведение и (или) его фрагменты по ролям;
воспринимать на слух тексты на марийском языке, понимать содержание прослушанного и (или) прочитанного произведения;
участвовать в обсуждении прослушанного и (или) прочитанного произведения: описывать свои впечатления, отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждать свой ответ примерами из текста;
прогнозировать содержание текста по заголовку, делить текст на смысловые части, определять последовательность событий в тексте;
выделять слова-настроения, выражающие авторское отношение к изображаемому, находить элементы описания, сравнения (без употребления терминов), определять по интонации настроение героя произведения, отношение автора к герою, характеризовать героев разных произведений, оценивать их поступки;
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с использованием предложенных ключевых слов, вопросов, рисунков, предложенного плана;
различать прозаическую и стихотворную речь (на практическом уровне), различать жанры фольклора (загадка, пословица, считалка, поговорка, игровая песня, сказка);
заучивать и читать наизусть 2 - 3 коротких стихотворения разных авторов на марийском языке, наблюдать за изменениями тона и темпа (не называя термины) в стихотворном тексте, исполнять изученные народные песни;
ориентироваться в книге и учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям, выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учетом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
анализировать иллюстрации к художественному произведению, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью, чувством или переживанием, выраженными в тексте, иллюстрировать прослушанный текст;
участвовать в коллективных играх, различать самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их проведения, анализировать систему национального физического воспитания, историю зарождения игр марийского народа, знакомиться через игры с обычаями, своеобразием родного быта и марийского языка;
отгадывать загадки, самим их придумывать, объяснять их смысл, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря.
124.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (марийском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
переходить от чтения вслух к чтению про себя, читать целыми выражениями вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями, осознанно выбирать интонацию и темп чтения, выполнять необходимые паузы в соответствии с особенностями текста, читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений (с помощью учителя);
работать в паре и (или) малой группе над элементарным анализом прочитанного произведения, смысл названия, жанр произведения, его тема, идея и композиция и ключевые моменты сюжета, система героев и образов, позиция автора), оценивать и характеризовать героев произведения (портрет), выявлять авторское отношение к персонажам, находить в произведении изобразительно-выразительные средства: сравнение, олицетворение, повтор (без использования терминов);
выделять части текста по предложенному плану, составлять план прозаического произведения (вопросный, номинативный), творчески пересказывать содержание прочитанного или прослушанного текста;
называть имена 2 - 3 классиков марийской литературы, современных марийских детских писателей и поэтов, названия изученных произведений, кратко пересказывать их содержание;
читать наизусть 4 - 5 несложных стихотворений разных авторов (по выбору), на практическом уровне наблюдать за рифмой, ритмом стихотворения;
различать сказку и рассказ, различать сказки о животных и волшебные, определять их особенности, устанавливать связь сказок и пословиц;
выявлять особенности марийского речевого этикета в рассказах, использовать средства речевого этикета в общении;
выбирать книги для самостоятельного чтения, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге, использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;
моделировать свою речь по типу сказки, сочинять загадки, небольшие сказки, рассказы по аналогии, составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений), составлять текст по предложенному плану, составлять словесные картины с элементами описания.
124.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (марийском) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
различать жанры (эпические, лирические, драматические) прочитанных художественных текстов, выявлять особенности произведений разных жанров, различать бытовую сказку и рассказ, характеризовать особенности сказок о животных, волшебных, бытовых, приводить примеры подобных сказок;
осуществлять элементарный анализ прочитанного произведения: определять тему, основную мысль, выявлять в тексте языковые средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение, синоним, антоним), обосновывать выбор литературных средств автором в зависимости от замысла, находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам, сравнивать характеры героев разных произведений;
называть имена писателей и поэтов - авторов изученных произведений, перечислять названия их произведений и кратко пересказывать содержание текстов;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста, отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
оставлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного или прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст, составлять план собственного монологического высказывания, соблюдать его связность и логичность, использовать выразительные средства языка (синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты, олицетворения) в собственном монологическом высказывании, участвовать в диалоге о прочитанном, отвечать на вопросы собеседника, аргументировать свою точку зрения;
читать наизусть 6 - 7 стихотворений разных авторов (по выбору);
делить тексты на части и озаглавливать каждую часть, находить в прочитанном тексте нужную информацию;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму, сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, иллюстрации);
объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста, словаря;
использовать справочную литературу, включая интернет-ресурсы (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
124.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (марийском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
понимать значимость культурного, литературного и исторического наследия марийского народа, русской и зарубежной литератур, важность изучения истории своей страны и малой родины, знания ее памятных дат и выдающихся личностей;
представлять основной вектор движения художественной литературы: от народного творчества к авторским формам, рассказывать кратко о знаменитых марийских писателях;
воспринимать на слух объемные произведения, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание, читать выразительно, находить созвучные окончания в тексте, читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, передавая настроение героя;
осуществлять элементарный анализ прочитанного произведения: определять жанр, тему, основную мысль произведения, выявлять прием иронии в юмористических рассказах, определять отношение автора к героям, определять, какие нравственные уроки скрываются за насмешкой автора;
называть особенности жанров зарубежной литературы, сравнивать темы произведений марийских, русских и зарубежных писателей;
различать автора стихотворения и лирического героя, характеризовать героев прочитанных произведений, высказывать оценочные суждения о героях, обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждая его фрагментами или отдельными строчками из произведения, использовать изученные средства выразительности языка при характеристике героев, сравнивать высказанные сквозными героями точки зрения;
различать народную сказку и литературную (авторскую) сказку, оперировать в речи понятиями "сказка", "вымысел", "сказочный персонаж", "традиция", наблюдать за развитием событий в сказке, сравнивать ее начало и конец, называть имена марийских богатырей, составлять план сказки, придумывать собственные сказочные сюжеты;
называть жанры музыкального фольклора, различать песни, связанные с календарными праздниками и обрядами, песни, связанные с различными событиями в личной и семейной жизни людей;
читать наизусть 8 - 10 стихотворений разных авторов (по выбору);
составлять план текста и пересказывать текст по составленному плану, самостоятельно исправлять ошибки, допущенные при пересказе, выделять в тексте эпизоды, сопоставлять их;
участвовать в диалоге о прочитанном, высказывать свою точку зрения на события, поступки героев, устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного или прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты, олицетворения, синонимы, антонимы, повторы);
самостоятельно выбирать книги в библиотеке с целью решения разных задач (подготовка устного сообщения на определенную тему), работать с разными источниками информации (включая словари и справочники) с целью уточнения сведений об авторе текста, истории его создания или литературных приемах;
анализировать загадки, соотносить с отгадками, самостоятельно моделировать загадки;
опираться на авторские ремарки для сочинения собственных стихотворений;
в ходе групповой работы инсценировать отдельные произведения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей