95.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (лесному юкагирскому) языку на уровне начального общего образования

95.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (лесному юкагирскому) языку на уровне начального общего образования.

95.10.1. В результате изучения родного (лесного юкагирского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (лесного юкагирского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (лесного юкагирского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (лесного юкагирского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (лесного юкагирского) языка).

95.10.2. В результате изучения родного (лесного юкагирского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

95.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (лесного юкагирского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

95.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

95.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

95.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

95.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

95.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

95.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

95.10.3. Предметные результаты изучения родного (лесного юкагирского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

вести элементарные виды диалогов (этикетный диалог, диалог-расспрос) в рамках изученных тем с использованием речевых ситуаций, ключевых слов, иллюстраций (2 - 3 реплики со стороны каждого собеседника);

распознавать интонацию в устном общении;

понимать на слух речь учителя и других обучающихся, построенную на знакомом языковом материале, и вербально или невербально реагировать на услышанное;

воспринимать на слух и понимать основное содержание учебного текста, построенного на изученном языковом материале, в соответствии с решаемой коммуникативной задачей (время звучания текста или текстов для аудирования - до 30 секунд);

читать по слогам и целыми словами;

осознанно читать слова, словосочетания, предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания;

воспринимать на слух учебный текст, построенный на изученном языковом материале, понимать основное содержание текста с использованием иллюстраций, языковой догадки;

зрительно воспринимать учебный текст, узнавать знакомые слова, понимать основное содержание текста, построенного на изученном языковом материале, с использованием иллюстраций, языковой догадки;

читать вслух и понимать учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией с использованием иллюстраций, языковой догадки;

читать про себя и понимать учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с различной глубиной проникновения в их содержание в соответствии поставленной коммуникативной задачи (с пониманием основного содержания, запрашиваемой информации с использованием иллюстраций, языковой догадки);

овладевать начертанием прописных и строчных букв, сочетаний букв, слогов, слов;

обозначать при письме специфические гласные и согласные юкагирского языка;

списывать слова, словосочетания и небольшие предложения;

писать под диктовку слова, словосочетания и небольшие предложения в соответствии с изученными нормами правописания;

правильно произносить специфические звуки лесного юкагирского языка: долгие гласные, согласные, дифтонги;

произносить и читать слова с соблюдением правильного ударения и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей;

графически корректно писать буквы юкагирского алфавита;

правильно писать изученные слова;

правильно расставлять знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак);

распознавать и употреблять в устной речи не менее 70 лексических единиц (слов, словосочетаний) в пределах изученного языкового материала;

распознавать и употреблять в устной речи (без введения терминов):

имена существительные в единственном и множественном числе (чаачаа - чаачаапэ, шоромо - шоромопул), имена существительные в именительном, местном падежах, имена существительные, имеющие притяжательный суффикс -ги, указывающий на 3 лицо;

глаголы 1 и 3 лица настояще-прошедшего времени;

личные местоимения единственного числа (мэт, тэт, тудэл);

качественные глаголы, обозначающие цвет (пойнэй, эмбэй), размер (чомоой, йукоой), количественные глаголы, обозначающие счет от 1 до 10, коммуникативные типы предложения (повествовательные, вопросительные);

использовать некоторые социокультурные элементы речевого поведенческого этикета (приветствие, знакомство);

иметь представление о самоназвании юкагиров.

95.10.4. Предметные результаты изучения родного (лесного юкагирского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

вести элементарные диалоги (этикетный диалог, диалог-расспрос) в рамках изученных тем с использованием речевых ситуаций, ключевых слов, иллюстраций (не менее 3 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать элементарные устные монологические высказывания (описание, рассказ, пересказ) в рамках изученных тем с использованием ключевых слов, вопросов, иллюстраций (не менее 3 фраз);

понимать на слух речь учителя и других обучающихся, построенную на изученном языковом материале, и вербально или невербально реагировать на услышанное;

воспринимать на слух и понимать учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (с пониманием основного содержания, запрашиваемой информации с использованием иллюстраций, языковой догадки) (время звучания текста или текстов для аудирования - до 40 секунд);

читать вслух учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией (объем текста до 50 слов);

читать про себя учебные тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в соответствии с поставленной коммуникативной задачи (с пониманием основного содержания, запрашиваемой информации) с использованием иллюстраций, языковой догадки (объем текста до 60 слов);

списывать слова, словосочетания, предложения, небольшой текст;

выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;

писать под диктовку слова, словосочетания и небольшие предложения в соответствии с изученными нормами правописания;

писать с использованием образца короткие поздравления с праздниками (с днем рождения, с Новым годом);

называть буквы юкагирского алфавита в правильной последовательности и фонетически корректно их произносить;

правильно произносить специфические звуки лесного юкагирского языка: долгие гласные, согласные, дифтонги;

различать согласные и гласные звуки;

читать новые слова в соответствии с правилами чтения;

произносить слова и фразы с соблюдением правильного ударения и ритмико-интонационных особенностей;

графически корректно писать буквы юкагирского алфавита;

правильно писать изученные слова;

правильно расстанавливать знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 150 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний), включая изученную ранее лексику;

распознавать и употреблять в устной речи и письменной речи изученные морфологические формы и синтаксические конструкции юкагирского языка (без введения терминов):

существительные в единственном и множественном числе, существительные в именительном, винительном, дательном, местном падежах, существительные, имеющие притяжательный суффикс -ги, указывающий на 3 лицо, существительные с уменьшительным суффиксом -диэ, личные (мэт, тэт, тудэл, титтэл) и притяжательные местоимения (мэт, тэт);

личные местоимения в именительном, дательном, местном падежах, указательные местоимения (00003236.wmz, 00003237.wmz, 00003238.wmz), количественные глаголы, обозначающие счет от 1 до 10, глаголы 1, 2, 3 лица единственного числа настояще-прошедшего времени;

послелоги будиэ, аал, различные коммуникативные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные);

использовать некоторые социокультурные элементы речевого поведенческого этикета (приветствие, знакомство, прощание, благодарность, просьба).

95.10.5. Предметные результаты изучения родного (лесного юкагирского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

вести элементарные диалоги (этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию) в рамках изученных тем с использованием речевых ситуаций, ключевых слов, иллюстраций (до 4 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать устные монологические высказывания (описание, рассказ, сообщение, пересказ) в рамках изученных тем с использованием речевых ситуаций, ключевых слов, иллюстраций (не менее 4 фраз);

понимать на слух речь учителя и других обучающихся, построенной на изученном языковом материале, и вербальная или невербально реагировать на услышанное;

воспринимать на слух и понимать учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (с пониманием основного содержания, запрашиваемой информации с использованием иллюстраций, языковой догадки) (время звучания текста или текстов для аудирования - до 1 минуты);

читать вслух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты, построенные на изученном материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией (объем текста до 60 слов);

читать про себя учебные тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в соответствии с поставленной коммуникативной задачи (с пониманием основного содержания, запрашиваемой информации) с использованием иллюстраций, языковой догадки (объем текста до 80 слов);

списывать предложения, небольшой текст;

выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;

создавать подписи к иллюстрациям;

писать с использованием образца короткие поздравления с праздниками с выражением пожелания;

фонетически корректно произносить буквы юкагирского алфавита;

различать на слух и произносить слова с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей;

читать новые слова в соответствии с правилами чтения;

правильно писать изученные слова;

правильно расстанавливать знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак);

распознавать частицу эл и употреблять ее в речи;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 300 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний), обслуживающих ситуации общения, включая изученную ранее лексику;

распознавать и употреблять в устной речи и письменной речи изученные морфологические формы и синтаксические конструкции юкагирского языка:

существительные в единственном и множественном числе, существительные в разных падежах, существительные, имеющие притяжательный суффикс -ги, указывающий на 3 лицо, личные, притяжательные и указательные местоимения;

личные местоимения в именительном, винительном, дательном, местном падежах, глаголы 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа настояще-прошедшего времени;

количественные числительные от 21 до 30;

атрибутивные формы количественных глаголов от 1 до 10 (без введения термина);

послелоги будиэ, аал, архаа (без введения термина), различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные с частицей эл), вопросительные, восклицательные, побудительные;

использовать некоторые социокультурные элементы речевого поведенческого этикета (приветствие, знакомство, прощание, благодарность, просьба, поздравление);

кратко представлять столицы страны, республики, родного села или города (названия).

95.10.6. Предметные результаты изучения родного (лесного юкагирского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

вести элементарные диалоги (этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию) в рамках изученных тем (до 5 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать устные монологические высказывания (описание, рассказ, сообщение, пересказ) в рамках изученных тем с использованием речевых ситуаций, ключевых слов, иллюстраций (не менее 5 фраз);

понимать на слух речь учителя и других обучающихся, построенную на изученном языковом материале, и вербальная или невербально реагировать на услышанное;

воспринимать на слух и понимать учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (с пониманием основного содержания, запрашиваемой информации с использованием иллюстраций, языковой догадки) (время звучания текста или текстов для аудирования - до 1 минуты);

читать вслух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты, построенные на изученном материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией (объем текста до 70 слов);

читать про себя учебные тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи (с пониманием основного содержания, запрашиваемой информации) с использованием иллюстраций, языковой догадки;

создавать подписи к иллюстрациям;

писать с использованием образца короткие поздравления с праздниками с выражением пожелания;

писать короткое сообщение по образцу, ключевым словам, (до 40 слов);

различать на слух и произносить слова с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей;

читать новые слова в соответствии с правилами чтения;

правильно писать изученные слова;

правильно расстанавливать знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 450 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний), обслуживающих ситуации общения, включая изученную ранее лексику;

распознавать и употреблять в устной речи и письменной речи изученные морфологические формы и синтаксические конструкции юкагирского языка:

существительные единственного и множественного лица, существительные в разных падежах, существительные, имеющие притяжательный суффикс -ги, указывающий на 3 лица, уменьшительную и увеличительную формы существительных;

предложения, где логически выделяется подлежащее или сказуемое (с использованием речевых образцов), глаголы 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа настояще-прошедшего времени, личные, притяжательные и указательные местоимения;

личные местоимения в именительном, винительном, дательном, местном падежах, указательные и притяжательные (мэт нумэ, 00003239.wmz мэтльэ) местоимений;

некоторые наречия времени, места, качества и образа действия, атрибутивные формы количественных глаголов, обозначающих счет от круглые десятки (без введения термина);

количественные числительные от 31 до 50, послелоги будиэ, аал, архаа, йолаа (без введения термина);

частица эл, различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные с частицей эл), вопросительные, восклицательные, побудительные;

использовать некоторые социокультурные элементы речевого поведенческого этикета (приветствие, знакомство, прощание, благодарность, просьба, поздравление с праздниками);

кратко рассказывать о родном селе или городе;

использовать школьные двуязычные словари, картинные словари.