64.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному (осетинскому) языку на уровне начального общего образования

64.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному (осетинскому) языку на уровне начального общего образования.

64.10.1. В результате изучения государственного (осетинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение государственного (осетинского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса государственного (осетинского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе осетинского языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению государственного (осетинского) языка).

64.10.2. В результате изучения государственного (осетинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

64.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления государственного (осетинского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

64.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

64.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

64.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

64.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

64.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

64.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

64.10.3. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать звуки и буквы (букву как знак звука), гласные и согласные звуки, согласные звуки - звонкие и глухие, определять количество и последовательность звуков в слове, воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

выделять в слове ударение, ударный слог, определять количество слогов, проводить слого-звуковой разбор слова, переносить слова на другую строку;

правильно писать и читать слова со специфичными согласными осетинского языка [къ], [пъ], [тъ], [цъ], [хъ] и гласными [ы], [ж];

называть буквы осетинского алфавита в верной последовательности, использовать алфавит для упорядочения списка слов;

писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм, писать прописные и строчные буквы, писать прописные буквы в начале предложения и в именах собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, топонимах), вырабатывать связное и ритмичное написание букв;

писать под диктовку слова (5 - 6 слов), тексты объемом не более 20 слов;

различать слово, предложение и текст, правильно оформлять предложение при письме, выбирать знак конца предложения, определять порядок слов в предложении;

находить в предложении слова, обозначающие предмет, признак и действие предмета;

различать устную и письменную речь, соблюдать орфоэпические и интонационные нормы осетинского языка в устной и письменной речи;

воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;

читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу; владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста;

вести диалог, используя в речи этикетную лексику.

64.10.4. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

составлять небольшое описание картины, рассказывать о друзьях, любимых животных, каникулах и другие;

понимать на слух речь учителя и других обучающихся;

выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 - 25 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 15 - 20 слов, с учетом изученных правил правописания;

находить в тексте слова с заданным звуком, проводить звуковой и звуко-буквенный анализ слова;

выявлять в тексте случаи употребления элементарных синонимов и антонимов (без употребления терминов), использовать различные словари осетинского языка;

выделять корень слова (простые случаи), находить однокоренные слова;

распознавать самостоятельные части речи;

различать имена существительные одушевленные и неодушевленные по вопросам "чи?" ("кто?") и "цы?" ("что?");

распознавать имена прилагательные, определять их роль в речи;

находить глаголы среди других слов в тексте, различать глаголы изъявительного и повелительного наклонений, глаголы настоящего времени;

выделять главные члены предложения - подлежащее и сказуемое;

различать предложения по цели высказывания и по интонации, строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);

анализировать уместность использования речевых средств в разных ситуациях учебного и бытового общения.

64.10.5. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

строить устное диалогическое и монологическое высказывания, разыгрывать готовые диалоги на изученные темы;

кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному), используя средства осетинского языка, устанавливать последовательность событий в тексте, определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

правильно списывать слова, предложения, текст объемом не более 20 - 25 слов;

писать под диктовку текст (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, объемом не более 20 - 25 слов с учетом изученных правил правописания;

понимать особенности слова, как единицы лексического уровня языка, определять синонимы и антонимы в речи, различать однозначные и многозначные слова, слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);

различать сложные слова;

различать местоимения в речи, называть личные, вопросительные и указательные местоимения; использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте;

определять имена прилагательные;

выявлять особенности глагола как части речи, определять спряжение глаголов в настоящем времени;

находить в предложении второстепенные члены;

соблюдать нормы осетинского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.

64.10.6. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

читать вслух и про себя небольшие тексты и полностью понимать их содержание;

самостоятельно создавать небольшие устные и письменные тексты;

определять значение незнакомых слов по контексту;

писать под диктовку текст объемом 25 - 30 слов;

правильно списывать текст объемом не более 25 - 30 слов;

определять словообразующие и формообразующие суффиксы и префиксы, образовывать новые слова при помощи аффиксов, разбирать слова по составу;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

определять значение и употребление в речи имен числительных, их разряды;

определять время глагола, употреблять формы глаголов изъявительного наклонения в прошедшем, настоящем и будущем временах, образовывать отрицательные формы глаголов;

определять грамматическую функцию послелогов и союзов, находить их в тексте;

находить в предложении однородные члены предложения;

владеть техникой выступления с небольшими сообщениями перед знакомой аудиторией;

выражать собственное мнение, аргументируя его с учетом ситуации общения.