119.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (коми-пермяцком) языке на уровне начального общего образования

119.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (коми-пермяцком) языке на уровне начального общего образования.

119.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (коми-пермяцком) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств, для выражения своего состояния и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (коми-пермяцком) языке;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами коми-пермяцкой литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.

119.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (коми-пермяцком) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

119.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

119.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

119.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

119.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

119.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

119.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.

119.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (коми-пермяцком) языке с использованием предложенного образца.

119.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (коми-пермяцком) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций разных народов;

владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объему произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);

читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, детях, семье, родной природе в разные времена года;

различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;

различать отдельные жанры устного народного творчества и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, считалки, заклички, сказки, рассказы, стихотворения);

понимать содержание прослушанного или прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного или прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова;

участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с использованием предложенных ключевых слов, вопросов, рисунков;

читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;

составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;

сочинять небольшие тексты по предложенному началу и другому (не менее 3 предложений);

ориентироваться в книге или учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;

выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учетом рекомендованного учителем списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;

обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

119.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (коми-пермяцком) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры коми-пермяцкого и других народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту;

читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о родине, о детях, о семье, о животных, о родной природе в разные времена года;

различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);

описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;

объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста, словаря, находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;

осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);

понимать содержание, смысл прослушанного или прочитанного произведения: отвечать на вопросы и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;

участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;

пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;

читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения; инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);

сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;

ориентироваться в книге или учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;

различать отдельные жанры фольклора (считалки, заклички, колыбельные песни, загадки, пословицы, приметы, сказки (о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения);

использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;

выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге.

119.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (коми-пермяцком) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры коми-пермяцкого и других народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);

читать выразительно, использовать в соответствии с особенностями художественного текста темп, интонацию, логические ударения, паузы, учитывать жанровые особенности (читать, выражая эмоциональное отношение к содержанию текста и герою);

читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;

различать художественные произведения и познавательные тексты;

различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного или прочитанного произведения: отвечать на вопросы и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;

различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий (эпизодов текста), составлять план текста (картинный, вопросный, номинативный, цитатный);

характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);

характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;

объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста, словаря, находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

осознанно применять изученные понятия (автор, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);

участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста, использовать в беседе изученные литературные понятия;

пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учетом специфики учебного и художественного текстов;

читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного (прослушанного) текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;

составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;

сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;

использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания: обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания;

выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;

использовать справочные издания, в том числе электронные образовательные и информационные ресурсы, включенные в федеральный перечень.

119.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (коми-пермяцком) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры коми-пермяцкого и других народов России, ориентроваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;

читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);

читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;

различать художественные произведения и познавательные тексты;

различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;

различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказка, рассказ, стихотворение, басня);

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям (поступкам), находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;

объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста, словаря;

находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);

осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);

участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм коми-пермяцкого литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики), устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного (прочитанного) текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;

составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учетом правильности, выразительности письменной речи;

составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;

сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);

ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, иллюстрации);

выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;

использовать справочную литературу, электронные образовательные и информационные ресурсы Интернета (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.