119.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (коми-пермяцком) языке на уровне начального общего образования
119.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (коми-пермяцком) языке на уровне начального общего образования.
119.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (коми-пермяцком) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств, для выражения своего состояния и чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (коми-пермяцком) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений);
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами коми-пермяцкой литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.
119.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (коми-пермяцком) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
119.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.
119.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
119.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
119.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
119.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
119.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.
119.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (коми-пермяцком) языке с использованием предложенного образца.
119.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (коми-пермяцком) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций разных народов;
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объему произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, детях, семье, родной природе в разные времена года;
различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
различать отдельные жанры устного народного творчества и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, считалки, заклички, сказки, рассказы, стихотворения);
понимать содержание прослушанного или прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного или прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова;
участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с использованием предложенных ключевых слов, вопросов, рисунков;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;
сочинять небольшие тексты по предложенному началу и другому (не менее 3 предложений);
ориентироваться в книге или учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учетом рекомендованного учителем списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
119.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (коми-пермяцком) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры коми-пермяцкого и других народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту;
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о родине, о детях, о семье, о животных, о родной природе в разные времена года;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста, словаря, находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
понимать содержание, смысл прослушанного или прочитанного произведения: отвечать на вопросы и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения; инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
ориентироваться в книге или учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
различать отдельные жанры фольклора (считалки, заклички, колыбельные песни, загадки, пословицы, приметы, сказки (о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения);
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге.
119.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (коми-пермяцком) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры коми-пермяцкого и других народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать выразительно, использовать в соответствии с особенностями художественного текста темп, интонацию, логические ударения, паузы, учитывать жанровые особенности (читать, выражая эмоциональное отношение к содержанию текста и герою);
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного или прочитанного произведения: отвечать на вопросы и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий (эпизодов текста), составлять план текста (картинный, вопросный, номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста, словаря, находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
осознанно применять изученные понятия (автор, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста, использовать в беседе изученные литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учетом специфики учебного и художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного (прослушанного) текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания: обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочные издания, в том числе электронные образовательные и информационные ресурсы, включенные в федеральный перечень.
119.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (коми-пермяцком) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры коми-пермяцкого и других народов России, ориентроваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказка, рассказ, стихотворение, басня);
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям (поступкам), находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста, словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм коми-пермяцкого литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики), устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного (прочитанного) текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учетом правильности, выразительности письменной речи;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, иллюстрации);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу, электронные образовательные и информационные ресурсы Интернета (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей