86.8. Содержание обучения в 3 классе

86.8. Содержание обучения в 3 классе.

86.8.1. Сведения о чувашском языке.

Чувашский язык как государственный язык Чувашской Республики. Методы познания языка: наблюдение, анализ.

86.8.2. Фонетика и графика.

Звуки чувашского языка: гласный и согласный, гласный ударный и безударный, гласный твердый и мягкий, согласный твердый и мягкий. Функции разделительных мягкого и твердого знаков, условия использования при письме разделительных мягкого и твердого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, с буквами е, ю, я, ё. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

86.8.3. Орфоэпия.

Нормы произношения звуков и сочетаний звуков (слов), ударение в словах в соответствии с нормами современного чувашского литературного языка.

86.8.4. Лексика.

Слова, значение которых требует уточнения. Использование в речи синонимов, антонимов и омонимов. Этикетные слова, термины родства (в объеме содержания курса). Исконно чувашские слова и слова, заимствованные из других языков (в объеме содержания курса).

86.8.5. Состав слова (морфемика).

Состав слова. Понятие "корень слова" 00002529.wmz и "аффиксы" ("аффикссем"), "словообразовательные аффиксы" и "словоизменяющие аффиксы" ("00002530.wmz аффикссем тата 00002531.wmz аффикссем"). Однокоренные слова, образованные с помощью словообразовательных аффиксов.

86.8.6. Морфология. Части речи.

Имя существительное. Значение, вопросы и употребление в речи. Умение распознавать имена собственные. Изменение существительных по числам. Единственное и множественное число имен существительных. Правописание форм множественного числа имен существительных.

Имя прилагательное. Значение, вопросы и употребление в речи. Сочетание имен прилагательных с именами существительными и глаголами. Особенности употребления имен прилагательных в чувашском языке с именами существительными. Синонимичные и антонимичные имена прилагательные.

Глагол. Значение, вопросы и употребление в речи. Синонимичные и антонимичные глаголы. Изменение глаголов по временам: настоящее время, прошедшее время, будущее время. Изменение глаголов по лицам, числам. Вопросы к глаголам настоящего и прошедшего времени в единственном и во множественном числе.

Местоимение. Общее значение. Употребление в речи.

Имя числительное. Общее значение. Употребление в речи.

86.8.7. Синтаксис.

Установление связи между словами в словосочетании и предложении при помощи смысловых вопросов. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространенные и нераспространенные предложения.

86.8.8. Орфография и пунктуация.

Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Применение правил правописания: прописная буква в именах собственных, правописание букв э, е, ю, я, ё в словах, учет озвончения шумного согласного в позициях между двумя гласными, между сонорным и гласным (00002532.wmz, упа, карта, калта), правописание сочетания лч и нч в словах (00002533.wmz, калча, мунча, анчах), правописание ы или и после 00002534.wmz, ч (00002535.wmz, 00002536.wmz, чылай, 00002537.wmz), удвоенные согласные на стыке между корнем и аффиксом (лаша - лашалла, лапта - лапталла, пукане - пуканелле), правописание слов со словообразовательными аффиксами 00002538.wmz 00002539.wmz, 00002540.wmz 00002541.wmz (00002542.wmz, 00002543.wmz, 00002544.wmz, 00002545.wmz), правописание форм множественного числа имен существительных, заканчивающихся на ш, с, 00002546.wmz, правописание глаголов в разных временах, лицах.

86.8.9. Развитие речи.

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другие. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.

Текст. Признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок (повторение). План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и (та (те) тата), но (анчах). Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Жанр письма, объявления.

Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения.