79.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (хакасскому) языку на уровне начального общего образования
79.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (хакасскому) языку на уровне начального общего образования.
79.10.1. В результате изучения родного (хакасского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (хакасского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (хакасского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (хакасского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (хакасского) языка).
79.10.2. В результате изучения родного (хакасского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
79.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (хакасского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
79.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
79.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
79.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
79.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
79.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
79.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
79.10.3. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
различать слово и предложение;
выделять слова из предложений;
различать гласные и согласные звуки, в том числе согласный звук [й*] гласный звук [и];
различать долгие и краткие гласные звуки;
различать согласные звуки: звонкие и глухие (вне слова и в слове);
обозначать при письме твердость гласных звуков буквами а, о, у, ы, э;
обозначать при письме мягкость гласных звуков буквами , е, i, е, ё, ю, я, и;
использовать мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука, в конце заимствованного слова;
воспринимать слова как объект изучения, материал для анализа;
устанавливать последовательность звуков в слове и количества звуков;
использовать звуковой моделью слова с помощью учителя;
устанавливать соотношения звукового и буквенного состава слова типа (сур, суу);
правильно называть буквы хакасского алфавита;
упорядочивать небольшой список слов, используя знания хакасского алфавита;
писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы соединения букв, слова;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении, определять знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки);
применять изученные правила правописания: прописная буква в начале предложения и в имени собственных (имена, фамилии людей, клички животных);
переносить слово по слогам (простые случаи: слова типа "согласный" и "гласный");
правильно по алгоритму списывать текст (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты с объемом не более 20 слов;
писать под диктовку слова и предложения из 3 - 5 слов, тексты с объемом не более 15 слов, написание которых не расходится с произношением;
находить и исправлять ошибки по изученным правилам;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
составлять предложения из набора форм слов;
устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам, на основе наблюдений, с использованием лексических единиц с национально-культурной семантикой, связанных с учебой, отдыхом детей, с особенностями этнокультурных традиций народов, проживающих в Республике Хакасия;
выделять предложения из устной речи;
восстанавливать деформированное предложение, составлять предложение из набора форм слов;
разрабатывать и реализовывать простые мини-проекты с помощью взрослых.
79.10.4. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
осознавать язык как основное средство общения;
характеризовать гласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных);
применять закон сингармонизма и слогообразующей роли гласных;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я;
применять правила по написанию прописных букв в начале предложения, именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
использовать ь и ъ знаки в заимствованных словах;
выделять в слове корень (простые случаи);
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям;
распознавать слова, отвечающие на вопросы "кем?" ("кто?"), "ниме?" ("что?");
определять собственные и нарицательные имена существительных;
определять единственное и множественное число имен существительных;
распознавать слова, отвечающие на вопросы "ниме идерге?" ("что делать?"), "ниме ит ?" ("что сделать?");
распознавать слова, отвечающие на вопросы ("какой?", "какая?", "какое?", "какие?");
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить места возможного возникновения орфографической задачи;
пользоваться орфографическим словарем для определения (уточнения) написания слова;
осуществлять контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов;
использовать правила правописания: кратких и долгих гласных, сдвоенных согласных, я, э в начале слова;
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникационной задачи;
вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другие);
соблюдать этикет и орфоэпические нормы и в ситуациях учебного и бытового общения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при парной или групповой работе;
составлять устный рассказ по репродукциям картин разных художников, в том числе Республики Хакасия;
составлять устный рассказ с использованием личных наблюдений и вопросов;
определять признаки, типы текста;
правильно оформлять предложения при письме;
конструировать предложения по схеме;
писать поздравление и оформлять поздравительную открытку;
формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте, выразительно читать текст вслух с соблюдением правильной интонации;
писать подробное изложение повествовательного текста с использованием вопросов;
вести диалог и составлять текст (4 - 5 предложений) с использованием лексических тем по топонимике Республики Хакасия и России (населенные пункты, реки, озера, праздники и другие).
79.10.5. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
характеризовать хакасский язык как государственный язык Республики Хакасия и как родной язык хакасского народа;
пользоваться методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, составлять и реализовывать мини-проект;
различать звуки хакасского языка: гласный (согласный), удвоенный, гласный твердый (мягкий), краткий (долгий), губные, гармония гласных (сингармонизм), осуществлять деление слов на слоги, перенос слов по слогам типа: (па - ла, май - мах), характеризовать букву я и ее место в слове;
проводить фонетический разбор слова;
соблюдать нормы произношения звуков и сочетаний звуков хакасского языка;
определять прямое и переносное значение слова (ознакомление), устаревшие слова (ознакомление);
определять состав слова, выделять корень слова, окончание (аффикс), определять однокоренные (родственные) слова, признаки однокоренных (родственных) слов, выделять в словах корень (простые случаи), выделять словообразовательные окончания (аффиксы) слова, определять образование имен существительных при помощи аффиксов (-чы, -чi, , ), образование имен прилагательных при помощи аффиксов (, -лiг, , -нiг, , -тiг) и образование глагола при помощи аффиксов (-ла, -ле, -на, -не, -та, -те);
определять имя существительное, различать существительное единственного и множественного числа, одушевленные и неодушевленные, определять склонение имен существительных;
определять имя прилагательное, различать производные и непроизводные прилагательные, обозначающие цвет, вкусовые качества, размер;
определять местоимение, определять склонение местоимений (общее представление);
определять глагол, определять неопределенную форму глагола, различать изменение глагола по времени, числам;
определять предложение, главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения (без деления на виды), распознавать однородные члены предложения;
осознавать места возможного возникновения орфографической ошибки, использовать различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове, осуществлять контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале);
пользоваться орфографическим словарем для определения (уточнения) написания слова;
пользоваться правилами правописания и их применением в словах с гласными , е, долгих гласных в начале и в конце слова, в односложных и звукоподражательных словах, слова с согласными , , в конце слова, с парными (удвоенными) согласными, делить слова на слоги с удвоенными согласными;
определять имя существительное во множественном числе и заимствованные имена существительные;
определять образование прилагательных при помощи аффиксов (, -лiг, , -нiг, , -тiг);
определять аффиксы времени глагола;
использовать знаки препинания при однородных членах предложения;
применять нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другие, соблюдать орфоэпические нормы в ситуациях учебного и бытового общения;
формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии, договариваться и приходить к общему решению при проведении парной и групповой работы;
составлять план текста, писать текст по заданному плану, использовать в тексте личные местоимения, синонимы, союз паза, определять ключевые слова в тексте, определять типы текста (повествование, описание, рассуждение) создавать собственный текст заданного типа, определять жанр письма, объявления, писать изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану;
пользоваться изучающим чтением, знать функции ознакомительного чтения, ситуации применения;
осуществлять поиск информации, заданной в тексте в явном виде, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте, интерпретировать и обобщать содержащуюся в текстах информацию;
использовать ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
вести диалог по темам связанным с особенностями мировосприятия и отношений между людьми в обществе, семье.
79.10.6. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
применять нормы произношения звуков и сочетаний звуков хакасского языка;
осуществлять звуко-буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму);
использовать в речи синонимы, антонимы, устаревшие слова (простые случаи) и фразеологизмы (простые случаи);
определять состав слова, выявлять состав изменяемых слов, выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами аффиксов, корня, определять основу слова, однокоренные слова и различные формы одного и того же слова, сложные слова (простые случаи), составлять новые слова (однокоренные) с помощью аффиксов, определять значение аффиксов, их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности;
пользоваться орфографическим словарем;
проводить фонетический анализ слова;
определять самостоятельные и служебные части речи;
определять имя существительное, определять существительные по числам, определять склонение имен существительных, использовать имена существительных с послелогами (, чiли) и послеложными словами (хыринда, хазында, , читiре, кизiре, азыра, алтында, пазында) и правильно их писать;
определять частицу и употреблять их в речи, проводить морфологический анализ имен существительных;
определять имя прилагательное, признаки имени прилагательного, отличать производные и непроизводные прилагательные, прилагательные, образованные при помощи аффиксов (-лiг), (-нiг), (-тiг);
определять местоимение, различать личные местоимения по лицам, числам, склонять личные местоимения;
определять глаголы по лицам и числам во времени, выделять неопределенную форму глагола, проводить морфологический анализ глагола;
определять наречие и употреблять их в речи;
определять числительное и употреблять их в речи, отличать количественные и порядковые числительные;
определять частицы и употреблять их в речи;
отличать слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение;
распознавать виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, отличать распространенные или нераспространенные предложения, распознавать простое или сложное предложение, пользоваться знаками препинания в предложениях с однородными членами, различать и употреблять в речи простые и сложные предложения, использовать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;
осознавать места возможного возникновения орфографической ошибки, различать способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
осуществлять контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов;
пользоваться орфографическим словарем хакасского языка для определения (уточнения) написания слов;
применять основные правила хакасской орфографии, соблюдать правописание: гласных и согласных букв, долгих и кратких гласных, удвоенных согласных в словах разных частей речи, йотированных гласных е, ё, ю, я в хакасских словах, прописных букв и кавычек в собственных наименованиях, прилагательных, образованных при помощи аффиксов (, -лiг, , -нiг, , -тiг), сложных слов в хакасском языке, существительных с аффиксами падежей типа (пала - палаа, кiзi - кiзее, сан - санны, и другие), глаголов, образованных при помощи аффиксов времени;
корректировать тексты (заданные и собственные) с учетом точности правильности, богатства и выразительности письменной речи;
осуществлять поиск информации, заданной в тексте в явном виде, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте, интерпретировать и обобщать содержащуюся в текстах информацию;
использовать ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
вести диалог и монолог по темам связанным с особенностями мировосприятия и отношений между людьми и природой, с обучением и отдыхом, с трудом человека, о ведении здорового образа жизни, о безопасной жизнедеятельности, о красоте живой природы Хакасии.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей