79.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (хакасскому) языку на уровне начального общего образования

79.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (хакасскому) языку на уровне начального общего образования.

79.10.1. В результате изучения родного (хакасского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (хакасского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (хакасского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (хакасского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (хакасского) языка).

79.10.2. В результате изучения родного (хакасского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

79.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (хакасского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

79.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

79.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

79.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

79.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

79.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

79.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

79.10.3. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать слово и предложение;

выделять слова из предложений;

выделять звуки из слова;

различать гласные и согласные звуки, в том числе согласный звук [й*] гласный звук [и];

различать долгие и краткие гласные звуки;

различать согласные звуки: звонкие и глухие (вне слова и в слове);

обозначать при письме твердость гласных звуков буквами а, о, у, ы, э;

обозначать при письме мягкость гласных звуков буквами 00002356.wmz, е, i, е, ё, ю, я, и;

использовать мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука, в конце заимствованного слова;

воспринимать слова как объект изучения, материал для анализа;

устанавливать последовательность звуков в слове и количества звуков;

использовать звуковой моделью слова с помощью учителя;

устанавливать соотношения звукового и буквенного состава слова типа (сур, суу);

правильно называть буквы хакасского алфавита;

упорядочивать небольшой список слов, используя знания хакасского алфавита;

писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы соединения букв, слова;

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении, определять знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки);

применять изученные правила правописания: прописная буква в начале предложения и в имени собственных (имена, фамилии людей, клички животных);

переносить слово по слогам (простые случаи: слова типа "согласный" и "гласный");

правильно по алгоритму списывать текст (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты с объемом не более 20 слов;

писать под диктовку слова и предложения из 3 - 5 слов, тексты с объемом не более 15 слов, написание которых не расходится с произношением;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

понимать прослушанный текст;

читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

составлять предложения из набора форм слов;

устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам, на основе наблюдений, с использованием лексических единиц с национально-культурной семантикой, связанных с учебой, отдыхом детей, с особенностями этнокультурных традиций народов, проживающих в Республике Хакасия;

выделять предложения из устной речи;

восстанавливать деформированное предложение, составлять предложение из набора форм слов;

разрабатывать и реализовывать простые мини-проекты с помощью взрослых.

79.10.4. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

осознавать язык как основное средство общения;

характеризовать гласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных);

применять закон сингармонизма и слогообразующей роли гласных;

делить слово на слоги;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я;

применять правила по написанию прописных букв в начале предложения, именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

использовать ь и ъ знаки в заимствованных словах;

находить однокоренные слова;

выделять в слове корень (простые случаи);

выделять в слове окончание;

выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям;

распознавать слова, отвечающие на вопросы "кем?" ("кто?"), "ниме?" ("что?");

определять собственные и нарицательные имена существительных;

определять единственное и множественное число имен существительных;

распознавать слова, отвечающие на вопросы "ниме идерге?" ("что делать?"), "ниме ит 00002357.wmz?" ("что сделать?");

распознавать слова, отвечающие на вопросы 00002358.wmz ("какой?", "какая?", "какое?", "какие?");

определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

находить места возможного возникновения орфографической задачи;

пользоваться орфографическим словарем для определения (уточнения) написания слова;

осуществлять контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов;

использовать правила правописания: кратких и долгих гласных, сдвоенных согласных, я, э в начале слова;

выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникационной задачи;

вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другие);

соблюдать этикет и орфоэпические нормы и в ситуациях учебного и бытового общения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при парной или групповой работе;

составлять устный рассказ по репродукциям картин разных художников, в том числе Республики Хакасия;

составлять устный рассказ с использованием личных наблюдений и вопросов;

определять признаки, типы текста;

правильно оформлять предложения при письме;

конструировать предложения по схеме;

писать поздравление и оформлять поздравительную открытку;

формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте, выразительно читать текст вслух с соблюдением правильной интонации;

писать подробное изложение повествовательного текста с использованием вопросов;

вести диалог и составлять текст (4 - 5 предложений) с использованием лексических тем по топонимике Республики Хакасия и России (населенные пункты, реки, озера, праздники и другие).

79.10.5. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

характеризовать хакасский язык как государственный язык Республики Хакасия и как родной язык хакасского народа;

пользоваться методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, составлять и реализовывать мини-проект;

различать звуки хакасского языка: гласный (согласный), удвоенный, гласный твердый (мягкий), краткий (долгий), губные, гармония гласных (сингармонизм), осуществлять деление слов на слоги, перенос слов по слогам типа: (па - ла, май - мах), характеризовать букву я и ее место в слове;

проводить фонетический разбор слова;

соблюдать нормы произношения звуков и сочетаний звуков хакасского языка;

определять прямое и переносное значение слова (ознакомление), устаревшие слова (ознакомление);

определять состав слова, выделять корень слова, окончание (аффикс), определять однокоренные (родственные) слова, признаки однокоренных (родственных) слов, выделять в словах корень (простые случаи), выделять словообразовательные окончания (аффиксы) слова, определять образование имен существительных при помощи аффиксов (-чы, -чi, 00002359.png, 00002360.png), образование имен прилагательных при помощи аффиксов (00002361.wmz, -лiг, 00002362.wmz, -нiг, 00002363.wmz, -тiг) и образование глагола при помощи аффиксов (-ла, -ле, -на, -не, -та, -те);

определять имя существительное, различать существительное единственного и множественного числа, одушевленные и неодушевленные, определять склонение имен существительных;

определять имя прилагательное, различать производные и непроизводные прилагательные, обозначающие цвет, вкусовые качества, размер;

определять местоимение, определять склонение местоимений (общее представление);

определять глагол, определять неопределенную форму глагола, различать изменение глагола по времени, числам;

определять предложение, главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения (без деления на виды), распознавать однородные члены предложения;

осознавать места возможного возникновения орфографической ошибки, использовать различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове, осуществлять контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале);

пользоваться орфографическим словарем для определения (уточнения) написания слова;

пользоваться правилами правописания и их применением в словах с гласными 00002364.wmz, е, долгих гласных в начале и в конце слова, в односложных и звукоподражательных словах, слова с согласными 00002365.wmz, 00002366.png, 00002367.png в конце слова, с парными (удвоенными) согласными, делить слова на слоги с удвоенными согласными;

определять имя существительное во множественном числе и заимствованные имена существительные;

определять образование прилагательных при помощи аффиксов (00002368.wmz, -лiг, 00002369.wmz, -нiг, 00002370.wmz, -тiг);

определять аффиксы времени глагола;

использовать знаки препинания при однородных членах предложения;

применять нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другие, соблюдать орфоэпические нормы в ситуациях учебного и бытового общения;

формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии, договариваться и приходить к общему решению при проведении парной и групповой работы;

составлять план текста, писать текст по заданному плану, использовать в тексте личные местоимения, синонимы, союз паза, определять ключевые слова в тексте, определять типы текста (повествование, описание, рассуждение) создавать собственный текст заданного типа, определять жанр письма, объявления, писать изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану;

пользоваться изучающим чтением, знать функции ознакомительного чтения, ситуации применения;

осуществлять поиск информации, заданной в тексте в явном виде, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте, интерпретировать и обобщать содержащуюся в текстах информацию;

использовать ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;

вести диалог по темам связанным с особенностями мировосприятия и отношений между людьми в обществе, семье.

79.10.6. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

применять нормы произношения звуков и сочетаний звуков хакасского языка;

осуществлять звуко-буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму);

использовать в речи синонимы, антонимы, устаревшие слова (простые случаи) и фразеологизмы (простые случаи);

определять состав слова, выявлять состав изменяемых слов, выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами аффиксов, корня, определять основу слова, однокоренные слова и различные формы одного и того же слова, сложные слова (простые случаи), составлять новые слова (однокоренные) с помощью аффиксов, определять значение аффиксов, их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности;

пользоваться орфографическим словарем;

проводить фонетический анализ слова;

определять самостоятельные и служебные части речи;

определять имя существительное, определять существительные по числам, определять склонение имен существительных, использовать имена существительных с послелогами (00002371.wmz, чiли) и послеложными словами (хыринда, хазында, 00002372.wmz, читiре, кизiре, азыра, алтында, пазында) и правильно их писать;

определять частицу и употреблять их в речи, проводить морфологический анализ имен существительных;

определять имя прилагательное, признаки имени прилагательного, отличать производные и непроизводные прилагательные, прилагательные, образованные при помощи аффиксов 00002373.wmz (-лiг), 00002374.wmz (-нiг), 00002375.wmz (-тiг);

определять местоимение, различать личные местоимения по лицам, числам, склонять личные местоимения;

определять глаголы по лицам и числам во времени, выделять неопределенную форму глагола, проводить морфологический анализ глагола;

определять наречие и употреблять их в речи;

определять числительное и употреблять их в речи, отличать количественные и порядковые числительные;

определять частицы и употреблять их в речи;

отличать слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение;

распознавать виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, отличать распространенные или нераспространенные предложения, распознавать простое или сложное предложение, пользоваться знаками препинания в предложениях с однородными членами, различать и употреблять в речи простые и сложные предложения, использовать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;

осознавать места возможного возникновения орфографической ошибки, различать способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

осуществлять контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов;

пользоваться орфографическим словарем хакасского языка для определения (уточнения) написания слов;

применять основные правила хакасской орфографии, соблюдать правописание: гласных и согласных букв, долгих и кратких гласных, удвоенных согласных в словах разных частей речи, йотированных гласных е, ё, ю, я в хакасских словах, прописных букв и кавычек в собственных наименованиях, прилагательных, образованных при помощи аффиксов (00002376.wmz, -лiг, 00002377.wmz, -нiг, 00002378.wmz, -тiг), сложных слов в хакасском языке, существительных с аффиксами падежей типа (пала - палаа, кiзi - кiзее, сан - санны, 00002379.wmz и другие), глаголов, образованных при помощи аффиксов времени;

корректировать тексты (заданные и собственные) с учетом точности правильности, богатства и выразительности письменной речи;

писать изложение;

осуществлять поиск информации, заданной в тексте в явном виде, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте, интерпретировать и обобщать содержащуюся в текстах информацию;

использовать ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;

вести диалог и монолог по темам связанным с особенностями мировосприятия и отношений между людьми и природой, с обучением и отдыхом, с трудом человека, о ведении здорового образа жизни, о безопасной жизнедеятельности, о красоте живой природы Хакасии.