47.5. Пояснительная записка

47.5. Пояснительная записка.

47.5.1. Программа по родному (коми-пермяцкому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

Программа по родному (коми-пермяцкому) языку разработана с учетом концепции развития этнокультурного образования в Пермском крае и отражает региональные и этнокультурные особенности обучения коми-пермяцкому языку. Изучение коми-пермяцкого языка обеспечивает сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России, постижение духовных ценностей и культуры одного из малочисленных народов Российской Федерации.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре коми-пермяцкого языка, способствовать усвоению норм литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом "Литературное чтение на родном (коми-пермяцком) языке".

47.5.2. В содержании программы по родному (коми-пермяцкому) языку выделяются следующие содержательные линии:

обучение грамоте (фонетика, графика, чтение, письмо, развитие речи, слово и предложение, орфография и пунктуация);

систематический курс (основы лингвистических знаний): фонетика, орфоэпия, графика, лексика, состав слова (морфемика), морфология, синтаксис, орфография, пунктуация;

общие сведения о языке, язык и культура.

47.5.3. Изучение родного (коми-пермяцкого) языка направлено на достижение следующих целей:

приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур народов Российской Федерации, о языке (как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа), понимание роли языка как основного средства общения, осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

овладение основными видами речевой деятельности (аудированием, говорением, чтением, письмом) на основе первоначальных представлений о нормах современного коми-пермяцкого литературного языка;

овладение первоначальными научными представлениями о системе коми-пермяцкого языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

использование в речевой деятельности норм современного коми-пермяцкого литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

овладение первоначальными представлениями о месте коми-пермяцкого языка среди других языков народов Российской Федерации, получение первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц коми-пермяцкого языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой);

развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;

осознание национального своеобразия родного языка, усвоение элементарных сведений о языке как носителе культуры народа, формирование познавательного интереса и уважительного отношения к родному языку, а через него - к культуре своего народа.

47.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (коми-пермяцкого) языка, - 260 часов: в 1 классе - 56 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).