97.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (якутскому) языку на уровне начального общего образования

97.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (якутскому) языку на уровне начального общего образования.

97.10.1. В результате изучения родного (якутского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (якутского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (якутского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (якутского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (якутского) языка).

97.10.2. В результате изучения родного (якутского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

97.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (якутского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

97.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

97.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

97.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

97.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

97.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

97.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

97.10.3. Предметные результаты изучения родного (якутского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

осознавать язык как основное средство общения;

соблюдать нормы речевого общения в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, благодарность, просьба);

различать слово и предложение, выделять из предложения, обозначающие предмет, признак предмета и действия предмета;

выделять звуки из слова;

различать гласные и согласные звуки якутского языка, в том числе различать краткие и долгие гласные звуки, дифтонги, согласные звуки якутского языка;

различать звуки и буквы, осуществлять звуковой и буквенный разбор слова;

определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

правильно называть буквы алфавита якутского языка, знать их последовательность и использовать для упорядочения небольшого списка слов;

читать выразительно вслух (правильное произношение звуков) и про себя (проговаривание звуков) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

понимать прослушанный и прочитанный текст;

пересказывать прослушанный или прочитанный текст с использованием задаваемых вопросов, участвовать в диалоге;

писать аккуратным и разборчивым почерком прописные и строчные буквы, правильно соединяя буквы и слова;

применять правила правописания: раздельное написание слов в предложении, прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных), перенос слов по слогам, краткие и долгие гласные, дифтонги, удвоенные согласные и стечение согласных, знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

правильно списывать слова и предложения, тексты объемом не более 25 слов (без пропусков и искажений букв);

писать под диктовку слова, предложения из 3 - 5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением (без пропусков и искажений букв);

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;

составлять предложение из набора форм слов, восстанавливать деформированное предложение;

составлять устный текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам на основе личных наблюдений, игр и занятий;

использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

97.10.4. Предметные результаты изучения родного (якутского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

осознавать якутский язык в качестве родного языка;

осознавать язык как основное средство общения, соблюдать культуру устного общения и эффективного взаимодействия;

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (2 - 4 предложения на определенную тему и на основе собственных наблюдений) с правильной интонацией и соблюдением орфоэпических норм;

формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной и услышанной информации (1 - 2 предложения);

определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст;

составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

писать подробное изложение повествовательного текста объемом 30 - 45 слов с использованием вопросов;

характеризовать гласные и согласные звуки якутского языка вне слова и в слове;

определять количество слогов в слове, делить слово на слоги (в том числе слова с удвоенным согласным и со стечением согласных);

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова;

выявлять в тексте многозначные слова, понимать и уточнять их значения по учебным словарям;

выявлять в тексте синонимы и антонимы, выявлять диалектные слова, уточнять их значения по словарям;

выделять в слове корень и аффиксы слова, формообразующие и словообразовательные аффиксы;

распознавать слова, отвечающие на вопросы "ким?", "туох?";

распознавать слова, отвечающие на вопросы "тугу гынар?", "хайыыр?";

распознавать слова, отвечающие на вопросы "хайдах?", "ханнык?";

распознавать служебные слова (частицы, союзы, послелоги, модальные слова) и междометия;

определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам, восстанавливать деформированные предложения (порядок слов);

определять главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения;

применять правила правописания, в том числе: долгие гласные и дифтонги в словах, удвоенные согласные, стечения согласных, сходные по звучанию согласные, прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

правильно списывать слова и предложения, тексты объемом не более 50 слов (без пропусков и искажений букв);

писать под диктовку слова, предложения, тексты объемом не более 45 слов (без пропусков и искажений слов);

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;

объяснять своими словами значение изученных понятий и использовать их для решения учебных задач.

97.10.5. Предметные результаты изучения родного (якутского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

объяснять значение родного языка;

соблюдать культуру общения и нормы речевого этикета; соблюдать культуру письменного общения, в том числе при переписке в сетях интернета;

понимать тексты разных типов, находить в тексте нужную информацию;

формулировать устно и письменно на основе прочитанной или услышанной информации простые выводы (1 - 2 предложения);

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (3 - 5 предложений) на заданную тему и на основе личных наблюдений;

соблюдать в устной речи орфоэпические нормы, правильную интонацию;

создавать небольшие устные и письменные тексты (2 - 4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ;

работать с текстом (поиск информации, выводы по информации, интерпретация и обобщение информации);

определять тему текста и его основную мысль, устанавливать связь предложений в тексте;

выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;

составлять план текста (коллективно или самостоятельно), создавать по нему текст и корректировать;

писать подробное изложение по заданному плану;

использовать в тексте различные языковые средства (синонимы, антонимы и другие);

характеризовать, сравнивать и классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; производить звуко-буквенный анализ слова;

различать корень слова и аффиксы;

выявлять в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении (сравнение, эпитет, олицетворение);

распознавать имена существительные, определять грамматические признаки имен существительных;

распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки имен прилагательных;

распознавать глаголы и определять их грамматические признаки, изменять глагол по времени;

распознавать личные местоимения и использовать их для устранения неоправданных повторов в тексте;

различать служебные слова;

определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

находить главные и второстепенные члены предложения, распознавать распространенные и нераспространенные предложения, составлять предложения и тексты с однородными членами, составлять предложения с обращениями;

применять изученные правила правописания;

правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 70 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 65 слов;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;

уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

97.10.6. Предметные результаты изучения родного (якутского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

осознавать языковое и культурное многообразие Российской Федерации, осознавать родной (якутский) язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа саха;

объяснять роль родного языка как основного средства общения;

осознавать качество устной и письменной речи как показатель общей культуры человека;

осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение), выбирать языковые средства в ситуации общения;

строить устное диалогические и монологические высказывание (4 - 6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;

создавать небольшие устные и письменные тексты (3 - 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявление и другие);

определять тему и основную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли;

составлять план к заданным текстам;

корректировать порядок предложений и частей текста;

осуществлять подробный и выборочный пересказ текста (устно и письменно);

писать сочинения по заданным темам (с предварительной подготовкой);

осуществление изучающего и ознакомительного чтения (поиск информации, выводы по информации, интерпретация и обобщение информации);

проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с алгоритмом);

подбирать к предложенным словам синонимы, антонимы, омонимы и другие языковые средства;

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту, использовать толковый словарь;

проводить разбор слов по составу (корень слова, аффиксы), соотносить состав слова с представленной схемой;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи по грамматическим признакам;

определять грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, наречий, глаголов (в объеме изученного материала), определять служебные части речи;

различать слово, словосочетание и предложение;

классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

различать распространенные и нераспространенные предложения;

распознавать предложения с однородными членами, составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи;

разграничивать простые распространенные и сложные предложения, составлять на основе моделей сложные предложения, выражающие временные, причинные, сопоставительные, противопоставительные отношения, использовать сложные предложения в тексте;

производить синтаксический разбор простого предложения;

применять изученные правила правописания;

правильно списывать тексты объемом не более 85 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 80 слов;

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам;

объяснять и использовать изученные понятия;

уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включенных в федеральный перечень.