31.6. Содержание обучения в 1 классе
31.6.1. Начальным этапом изучения родного (башкирского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (башкирский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (башкирском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может составлять до 10 недель.
31.6.2.1. Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений с использованием русского языка. Восприятие и понимание слов, предложений и текста на башкирском языке при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
31.6.2.2. Слово и предложение.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип башкирской графики. Функции букв "е", "ё", "ю", "я". Буква в, обозначающая два звука: [в] и [w]. Последовательность букв в башкирском алфавите. Отсутствие заглавных букв и ), так как в башкирском языке слов, начинающихся с этих звуков, нет.
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Слоговые таблицы и слоги-слияния. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма. Начертание письменных прописных и строчных букв башкирского языка, сравнивая их с буквами русского языка. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приемы и последовательность правильного списывания текста. Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
31.6.2.7. Орфография и пунктуация.
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
31.6.3.1. "" ("Я изучаю башкирский язык").
Знакомство с учебником башкирского языка. Рассказ о существовании многих языков, на которых общаются между собой люди разных стран. О том, как книги учат читать и писать. О башкирских звуках и буквах, которые можно узнать из учебной книги. О важности умения общаться друг с другом на башкирском языке, писать письма, поздравления. Башкирский как язык, на котором говорят наши родители, бабушки и дедушки.
31.6.3.2. "Танышыу" ("Знакомство").
Информация об имени, фамилии и отчестве. Приветствие, знакомство, прощание. Разговор по телефону. Игры и игрушки (с использованием типичных фраз речевого этикета).
31.6.3.3 "Минен " ("Моя школа").
Школа. Класс. Учебные принадлежности. Учитель и ученики. Дежурство в классе. Перемена. Физзарядка. Учим скороговорки. Играем в игры.
31.6.3.4. "" ("Я и моя семья").
Наша семья. Сколько нас в семье? Занятия родителей. Помощь взрослым по дому. Прием пищи: завтрак, обед, ужин. Время: день и ночь. Часы и минуты. Дни недели. Наши праздники: мой день рождения.
31.6.3.5. "" ("Я и мои друзья").
В магазине одежды. В магазине продуктов. Покупка продуктов. Мой котенок. Мой щенок. Мой любимый цветок. Собираем букет в саду. Подарок другу. Наши игры. Идем в кинотеатр.
31.6.3.6. " республикам" ("Моя республика").
Что такое Родина? Где мы живем? Как называется наш город? Как называется твое село? В гости к бабушке. Башкирские блюда: бишбармак, бялеш, кыстыбай, коймак, чак-чак. Наши праздники: готовимся к Новогодней елке.
31.6.3.7. Мине уратып донъя" ("Мир вокруг меня").
Наш сад: что растет на грядках? Богатый урожай фруктов. Мои любимые ягоды. Копаем картошку. Убираем овощи. Родная природа: какие деревья растут в лесу? Дикие животные нашего края: заяц, лиса, волк, медведь, лось. Домашние животные: корова, овца, коза, лошадь, собака, кошка. Домашние птицы: курица, петух, гусь, утка, индюк. Как мы ухаживаем за ними?
31.6.4.1. Общие сведения о языке.
Язык как основное средство человеческого общения и познания окружающего мира. Многообразие языков. Цели и ситуации общения.
Произношение звуков и сочетаний звуков в словах в соответствии с нормами современного башкирского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Перевод слов с русского языка на башкирский язык для восприятия их звучания и понимания смысла. Использование русско-башкирского словаря, представленного в учебнике. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора предложенных слов.
31.6.4.7. Орфография и пунктуация.
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов в предложении; прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных; перенос слов (без учета морфемного членения слова); знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Нормы речевого этикета башкир в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
31.6.5.1. "" ("Я изучаю башкирский язык").
Кто живет в нашей деревне (городе)? На каких языках говорят наши соседи? Какие языки ты знаешь?
31.6.5.2. "Танышыу" ("Знакомство").
Формы приветствия сверстников; обращение к знакомому и незнакомому человеку.
В школе. Расписание уроков. На занятии кружка. В библиотеке.
31.6.5.4. "" ("Я и моя семья").
Дом. Профессии и занятия членов семьи. Как мы проводим свободное время.
31.6.5.5. "" ("Я и мои друзья").
В магазине книг. Выбор подарка (другу, учителю, родителям, близким).
31.6.5.6. " республикам" ("Моя республика").
Праздник мам. Мы за праздничным столом.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей