145.5. Пояснительная записка

145.5.1. Программа по литературному чтению на родном (хакасском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

145.5.2. Хакасский язык - национальный язык хакасского народа. Хакасский литературный язык сохраняется в первую очередь в хакасской литературе, через которую осуществляется приобщение к хакасской культуре, развивается грамматически правильная речь, обогащается словарный запас, что является одним из критериев формирования развитой личности.

145.5.3. Литературное чтение на родном (хакасском) языке формирует первоначальные знания в сфере литературного образования. "Литературное чтение на родном (хакасском) языке" имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Произведения хакасской литературы знакомят обучающихся с духовными ценностями своего народа и человечества в целом, способствуют формированию у обучающихся этнического и национального самосознания, культуры межэтнических отношений.

145.5.4. Включенность литературного чтения на родном (хакасском) языке в общую систему начального общего образования обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами.

В плане повышения уровня владения родной речью, обогащения словарного запаса на родном языке, формирования функциональной грамотности литературное чтение на родном (хакасском) языке" тесно связано с учебным предметом "Родной (хакасский) язык".

Особенности, связанные с условиями двуязычия и бикультурности в Республике Хакасия, определяют линию связи литературного чтения на родном (хакасском) языке" с учебными предметами "Русский язык" и "Литературное чтение", что реализует возможность выхода на диалог русской и хакасской литератур и культур.

Социализации личности, ее речевому и духовному развитию способствуют связи с учебными предметами "Изобразительное искусство", "Музыка", "Окружающий мир".

145.5.5. В содержание программы по литературному чтению на родном (хакасском) языке выделяются следующие содержательные линии: развитие речи; литературоведческая пропедевтика; творческая деятельность обучающихся; круг детского чтения.

145.5.6. Содержание учебного предмета обеспечивает развитие навыков аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве, формирует культуру общения, включает работу с разными видами текстов, определяет круг литературоведческих понятий, обеспечивает первоначальное ознакомление с родами и жанрами литературы, средствами выразительности языка. Изучение литературного чтения на родном (хакасском) языке направлено на развитие у обучающихся навыков интерпретации литературных произведений, ролевого чтения художественных текстов, драматизации, написания сочинений.

145.5.7. В содержание учебного предмета включены художественные, научно-популярные тексты для чтения, обеспечивающие формирование устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности и читательских предпочтений обучающихся, приобщение обучающихся к этнокультурным ценностям, формирование ценностных ориентаций и первоначальных этических представлений о добре и зле, традициях хакасского народа как фундаменте духовно-нравственного развития. В круг детского чтения входят произведения устного народного творчества: малые жанры фольклора (считалки, поговорки, пословицы, загадки, тахпахи), народные сказки (о животных, бытовые, волшебные), произведения классиков хакасской литературы, а также современной отечественной литературы.

145.5.8. Изучение произведений построено на основе проблемно-тематического принципа. Основные темы произведений перекликаются с лексическими темами уроков родного (хакасского) языка.

145.5.9. Изучение литературного чтения на родном (хакасском) языке направлено на достижение следующих целей:

формирование грамотного читателя, способного самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и поставленные учебные задачи, использовать свою читательскую деятельность как средство для самообразования.

формирование навыка правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения на хакасском языке, умения работать с текстом, развитие интереса к процессу чтения, потребности читать на хакасском языке;

формирование понимания художественного произведения как особого вида искусства, его ценности, умения анализировать художественное произведение, определять средства выразительности, развитие творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

воспитание у обучающихся любви к родному слову, формирование чувства патриотизма, интереса к истории, культуре, традициям, искусству хакасского народа, обогащение нравственного опыта обучающихся через чтение произведений художественной литературы.

145.5.10. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (хакасском) языке - 112 часов: в 1 классе - 10 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).