36.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (даргинскому) языку на уровне начального общего образования

36.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (даргинскому) языку на уровне начального общего образования.

36.10.1. В результате изучения родного (даргинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (даргинского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (даргинского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (даргинского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (даргинского) языка).

36.10.2. В результате изучения родного (даргинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

36.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (даргинского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

36.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

36.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

36.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

36.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

36.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

36.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.

36.10.3. Предметные результаты изучения родного (даргинского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать письменную и устную речь;

определять предложение и текст;

выделять предложения из речи;

определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

устанавливать связь слов в предложении;

распознавать в звучащих словах звуки и буквы, различать понятия "звук" и "буква";

различать гласные и согласные звуки;

иметь представления об особенностях гласных букв в даргинском языке, понимать, какой звук обозначается той или иной буквой;

выделять на слух гласные в словах;

иметь представления об особенностях даргинских специфических звуков [гъ], [гь], [гI], [кI], [кь], [къ], [хъ], [хь], [хI], [пI], [тI], [цI], [чI];

соблюдать основные правила произношения русских звуков [о], [ё], [ы], [ф], [щ], отсутствующих в даргинском языке;

работать с языковыми единицами (в объеме программы первого класса);

делить слова на слоги, переносить слова;

составлять, читать "модели" слов;

иметь представления о даргинском алфавите;

иметь представление о словах, отвечающих на вопросы "чи?" ("кто?"), ("что?"), называющих предмет;

иметь представление о словах, отвечающих на вопросы "се барес?" ("что делать?"), "се бирес?" ("что сделать?"), обозначающих действие предмета;

иметь представление о словах, отвечающих на вопросы "сегъуна?" ("какой?"), "чиди?" ("который?"), "чила?" ("чей?"), обозначающих признаки предмета;

иметь представление о заимствованных словах;

писать слова с прописной буквы;

писать слова, оформлять правильно предложение, текст, ставить на конце предложений необходимые знаки препинания;

находить и исправлять ошибки в самостоятельно написанных словах, соотнося их с образцом;

отличать предложение от группы слов, текст от набора бессвязных предложений;

освоить некоторые понятия и правила фонетики, графики, орфоэпии, лексики, грамматики, орфографии и пунктуации (в объеме программы первого класса).

36.10.4. Предметные результаты изучения родного (даргинского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

составлять, дополнять, корректировать предложения, а также оценивать их составление по содержательным критериям;

распознавать главные члены предложения, устанавливая связь слов в предложении;

правильно выбирать интонацию предложения в соответствии с целью высказывания;

наблюдать за смысловой связью предложений в тексте;

оформлять предложение при письме, записывать его под диктовку;

задавать вопросы к словам, группировать слова по вопросам;

иметь представление об именах собственных, их написании;

правильно произносить звуки в слове, анализировать его звуковой состав;

иметь представление о слоге, как части слова, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги с использованием гласных звуков;

иметь представления о правилах переноса слов и переносить их на новую строку;

располагать слова по алфавиту;

иметь представление о заимствованных словах, правильно произносить и писать их;

пользоваться буквами "ъ" и "ь";

иметь представления об особенностях произношения и написания сочетаний "рл" ("марли"), "лл" ("малли");

различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определенной частью речи;

находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать разумные и неразумные имена существительные по вопросам "чи?" ("кто?"), "се?" ("что?") собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имен существительных;

находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имен прилагательных, роль в предложении;

находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении;

различать прямое и переносное значение слов;

работать со словарем, находить значение слова в словаре;

иметь представление о тексте и отличиях текста от предложения;

писать подробное изложение текста-повествования по совместно составленному плану;

выполнять списывание текста и грамматические задания.

36.10.5. Предметные результаты изучения родного (даргинского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

иметь представления о словообразовании и составе слова, о значении суффиксов, окончаний, основ;

иметь представления о понятии "имя существительное", различать слова, отвечающие на вопросы "чи?" ("кто?") и "се?" ("что?");

иметь представления о понятии "имя прилагательное", отличать слова, обозначающие признаки предметов, отвечающие на вопросы "сегъуна?" ("какой?"), "чиди?" ("который?"), "сегъунти?" ("какие?");

иметь представления о понятии "глагол", различать и употреблять слова, обозначающие действие и отвечающие на вопросы "се барес?" ("что делать?"), "се бирули?" ("что делает?"), "се биру?" ("что будет делать?");

изменять глаголы по грамматическим классам и числам, временам;

иметь представления о грамматических признаках имен существительных;

иметь представления об окончаниях имен существительных во множественном числе, вопросы падежей имен существительных, склонять имена существительные;

иметь представления о роли имен прилагательных, глаголов в речи, подбирать к ним синонимы;

иметь представления о настоящем, прошедшем, будущем временах глаголов и их роли в предложении речи;

иметь представления о распространенных и нераспространенных предложениях;

иметь представления о второстепенных членах предложения;

разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее, сказуемое и прямое дополнение), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее, сказуемое или прямое дополнение, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания;

наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);

устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении, отражать ее в схеме;

соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

отличать основу предложения от словосочетания, выделять в предложении словосочетания;

узнавать имена числительные (общее представление), распознавать количественные и порядковые имена числительные;

определять основную мысль текста, делить текст на части, иметь представление о признаках текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения;

иметь представления о фразеологизмах, омонимах, подбирать синонимы, антонимы;

производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объеме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

применять ранее изученные правила правописания существительных, прилагательных, глаголов, числительных;

иметь представления о раздельном написании сложных и составных глаголов;

ставить знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

36.10.6. Предметные результаты изучения родного (даргинского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, сюжетному рисунку, заданной теме и плану, ключевым словам, на свободную тему);

сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие;

классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации;

обосновывать использование знаков препинания в конце предложений;

находить обращение в предложении, составлять предложения с обращением;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;

различать части речи;

иметь представления об именах существительных, не имеющих форм множественного числа;

иметь представления о склонениях имен существительных и значения падежей;

иметь представления об особенностях склонения форм множественного числа имен существительных;

иметь представления о роли падежных форм в речи;

определять грамматические признаки имен существительных - класс, склонение, число, падеж;

наблюдать за употреблением местных падежей в устной и письменной речи;

определять грамматические признаки имен прилагательных - класс (у прилагательных с классным показателем), число, падеж (у субстантированных прилагательных);

иметь представление о местоимениях, о личных местоимениях единственного и множественного числа, о склонении личных местоимений;

узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

иметь представление о прямом и переносном значении слов;

иметь представление о наречиях как группе слов, обозначающих признаки действия, отвечающих на вопросы "чинаб?" ("где?"), "чина?" ("куда?"), "мурт?" ("когда?"), "чумличиб?" ("во сколько?"), "секьяйда?" ("как?");

иметь представление о грамматической основе предложений, алгоритме разбора предложения;

выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения;

разбирать предложение по членам предложения;

определять однородные члены предложения;

иметь представления о роли союзов и знаков препинаний при однородных членах предложения;

определять, каким членом предложения являются однородные члены;

соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;

составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами ва (и), амма (но);

объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами;

сравнивать простые и сложные предложения;

различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

выделять в сложном предложении его основы;

определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, классифицировать слова по частям речи;

распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объеме программы);

пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

применять ранее изученные правила правописания: падежные окончания имен существительных, местоимения, числительных, обозначающих количество, отвечающих на вопросы "чум?" ("сколько?"), "чиди?" ("который?"), а также о количественных и порядковых разрядах числительных, об основах количественных числительных, об окончаниях имен прилагательных, о раздельном написании сложных и составных глаголов;

иметь представления о знаках препинания в конце предложения: точке, вопросительном и восклицательном знаке; знакам препинания (запятая - в предложениях с однородными членами, запятая - между частями сложного предложения).