86.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (чувашскому) языку на уровне начального общего образования

86.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (чувашскому) языку на уровне начального общего образования.

86.10.1. В результате изучения родного (чувашского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России, малой Родине - Чувашской Республике, в том числе через изучение родного (чувашского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (чувашского) языка в Российской Федерации и в Чувашской Республике;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (чувашского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (чувашского) языка).

86.10.2. В результате изучения родного (чувашского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

86.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (чувашского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

86.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

86.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

86.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

86.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

86.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

86.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

86.10.3. Предметные результаты изучения родного (чувашского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать слово и предложение;

выделять слова из предложений;

определять звуковой состав слова,

выделять звуки из слова;

различать гласные и согласные звуки;

различать гласные звуки чувашского языка [а], 00002550.wmz, [у], [ы], [о], [э], 00002551.wmz, 00002552.wmz, [и] и обозначающие их буквы;

различать гласные: мягкие ([э], 00002553.wmz, 00002554.wmz, [и]), твердые ([а], 00002555.wmz, [у], [ы], [о]) и обозначающие их буквы;

различать мягкие и твердые согласные звуки чувашского языка (вне слова, в слове);

различать понятия "звук" и "буква", правильно называть буквы чувашского алфавита;

обозначать при письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь;

определять количество слогов в слове, делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных), определять в слове ударный слог;

читать по слогам и целыми словами вслух и про себя, читать слова, предложения, тексты осознанно, правильно, в темпе и выразительно;

писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

понимать функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении, знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных, названия населенных пунктов), перенос слов по слогам (простые случаи);

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 25 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3 - 5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;

читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;

составлять предложение из набора форм слов;

устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений;

использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

86.10.4. Предметные результаты изучения родного (чувашского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

осознавать язык как основное средство общения людей;

характеризовать согласные и гласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий, гласный твердый или мягкий;

определять количество слогов в слове, делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных);

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я, ь, ъ: (Елюк, 00002556.wmz, выля, ялав, Ванюк, юпа, ёлка, 00002557.wmz, 00002558.wmz, подъезд);

обозначать при письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак;

осознавать закон сингармонизма в чувашском языке: в слове гласные звуки бывают только одного ряда (ача, 00002559.wmz, курак, пилеш);

правильно ставить ударение в чувашском языке: на первом слоге (если гласные краткие), на последнем слоге (если гласные долгие), на последнем с долгим гласным в слоге (если в слове и краткие, и долгие гласные);

понимать слово как единство звучания и значения, определять значение слова;

пользоваться этикетными словами, терминами родства;

различать синонимы, антонимы (на элементарном уровне);

распознавать слова, отвечающие на вопросы "кам?" ("кто?"), 00002560.wmz ("что?");

распознавать слова, отвечающие на вопросы 00002561.wmz ("что делает?"), 00002562.wmz ("что делают?"), 00002563.wmz ("что делал?"), 00002564.wmz ("что делали?");

распознавать слова, отвечающие на вопросы 00002565.wmz ("какой?", "какая?", "какое?", "какое?", "какие?");

определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

применять изученные правила правописания, в том числе: правописание прописной буквы в именах (отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях), правописание букв е, ю, я, ё в словах, правописание слов с разделительными ь и ъ, правописание удвоенных согласных в корне слова, правописание мягкого знака (ь) в словах с гласными заднего ряда (00002566.wmz, 00002567.wmz, вулать), правописание заимствованных слов (в пределах изучаемых тем);

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 40 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 35 слов (с учетом изученных правил правописания);

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (2 - 4 предложения на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1 - 2 предложения);

составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;

определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;

составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

писать подробное изложение повествовательного текста объемом 30 - 45 слов с использованием вопросов;

объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

86.10.5. Предметные результаты изучения родного (чувашского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

осознавать значение чувашского языка как государственного языка Чувашской Республики;

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки чувашского языка вне слова и в слове по заданным параметрам;

производить звуко-буквенный анализ слова (без транскрибирования);

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с э и е (эрне, эмел, 00002568.wmz, 00002569.wmz);

различать звонкое и глухое произношение шумных согласных чувашского языка в корне слова, различать мягкое произношение [л], [н] в твердых словах перед звуком [ч];

использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами;

определять значение слова по контексту или уточнять с помощью толкового словаря;

выявлять случаи употребления синонимов и антонимов, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, использовать в речи этикетные слова, термины родства (в объеме содержания курса);

распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);

различать понятия "корень слова" 00002570.wmz и "аффиксы" ("аффикссем"), "словообразовательные аффиксы и словоизменяющие аффиксы" ("00002571.wmz 00002572.wmz аффикссем тата 00002573.wmz 00002574.wmz аффикссем");

выделять в словах корень, словообразовательные и словоизменяющие аффиксы (простые случаи), различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

распознавать имена существительные, изменять по числам, распознавать имена собственные и нарицательные;

распознавать имена прилагательные, осознавать особенности употребления имен прилагательных в чувашском языке;

распознавать глаголы, определять грамматические признаки (форму времени, число, лицо), изменять глагол (по временам (простые случаи), лицам, числам);

распознавать личные местоимения (в начальной форме);

распознавать имя числительное;

определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

распознавать и составлять распространенные и нераспространенные предложения;

применять изученные правила правописания, в том числе: правописание сочетания лч и нч (в словах (00002575.wmz, калча, мунча, анчах), ы или и (после 00002576.wmz, ч (00002577.wmz, 00002578.wmz, чылай, 00002579.wmz), букв б, г, д, ж, з, ф, ц, щ (в словах, заимствованных из русского языка (букварь, диван, цирк), удвоенных согласных на стыке корня и аффикса (лаша - лашалла, лапта - лапталла, пукане - пуканелле), слов со словообразовательными аффиксами: 00002580.wmz 00002581.wmz, 00002582.wmz 00002583.wmz;

правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 60 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 50 слов, с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

анализировать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;

формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1 - 2 предложения);

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (3 - 5 предложений (на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации), создавать небольшие устные и письменные тексты (2 - 4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, обращение с просьбой с использованием норм речевого этикета;

определять тему и основную мысль, ключевые слова в тексте;

выявлять части текста (абзацы), отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;

составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;

объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;

уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

86.10.6. Предметные результаты изучения родного (чувашского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать родной язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей человека;

осознавать роль чувашского как национального языка чувашского народа;

осознавать устную и письменную речь как важный показатель общей культуры человека;

устанавливать звукобуквенные соотношения слов, проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);

использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы;

распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнение, определять значение слова по контексту;

определять корень слова, основу слова, аффиксы;

проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами, составлять схему состава слова, соотносить состав слова с представленной схемой;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

определять грамматические признаки имен существительных (число, падеж), проводить разбор имени существительного как части речи;

использовать в предложениях существительных с послелогами и именными словами (00002584.wmz 00002585.wmz тата ят 00002586.wmz);

употреблять существительные с притяжательными аффиксами (00002587.wmz 00002588.wmz 00002589.wmz япала 00002590.wmz);

определять грамматические признаки имен прилагательных (степени сравнения), проводить разбор имени существительного как части речи;

распознавать имя числительное, определять количественные и порядковые числительные, ставить вопросы;

определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число;

определять грамматические признаки глаголов (лицо, число, время (в настоящем, прошедшем и будущем времени), изменять глаголы (в настоящем, прошедшем и будущем времени по лицам и числам), образовывать отрицательную форму глагола настоящего, прошедшего и будущего времени, проводить разбор глагола как части речи, различать наречие, определять значение, ставить вопросы, употреблять в речи;

различать послелоги, частицы, союзы в предложениях;

различать распространенные и нераспространенные предложения;

распознавать второстепенные члены предложения (без употребления терминов) путем постановки вопросов к главным членам предложения и обозначаемых ими значений;

распознавать предложения с однородными членами, составлять предложения с однородными членами, использовать предложения с однородными членами в речи;

производить синтаксический разбор простого предложения;

находить место орфограммы в слове и между словами по изученным правилам;

применять изученные правила правописания, в том числе: правописание парных и повторяющихся слов, составных числительных, краткой и полной формы числительных, правописание утвердительной и отрицательной формы глаголов (настоящего, прошедшего, будущего времени глагола изъявительного наклонения), правописание прилагательных превосходной степени;

правильно списывать тексты объемом не более 75 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 65 слов, с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам;

осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение), выбирать языковые средства в ситуации общения;

строить небольшое устное диалогическое и монологическое высказывания, соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;

создавать небольшие устные и письменные тексты для конкретной ситуации письменного общения (объявление, отзыв, поздравление, заметки в детские журналы и газеты);

определять тему и основную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли;

корректировать порядок предложений и частей текста, составлять план текста;

осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);

осуществлять выборочный пересказ текста (устно);

писать (после предварительной подготовки) сочинение-повествование по заданным темам;

осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации, формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации, использовать ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;

объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;

уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов.