86.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (чувашскому) языку на уровне начального общего образования
86.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (чувашскому) языку на уровне начального общего образования.
86.10.1. В результате изучения родного (чувашского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, малой Родине - Чувашской Республике, в том числе через изучение родного (чувашского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (чувашского) языка в Российской Федерации и в Чувашской Республике;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (чувашского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (чувашского) языка).
86.10.2. В результате изучения родного (чувашского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
86.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (чувашского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
86.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
86.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
86.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
86.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
86.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
86.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
86.10.3. Предметные результаты изучения родного (чувашского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
различать слово и предложение;
выделять слова из предложений;
определять звуковой состав слова,
различать гласные и согласные звуки;
различать гласные звуки чувашского языка [а], , [у], [ы], [о], [э], , , [и] и обозначающие их буквы;
различать гласные: мягкие ([э], , , [и]), твердые ([а], , [у], [ы], [о]) и обозначающие их буквы;
различать мягкие и твердые согласные звуки чувашского языка (вне слова, в слове);
различать понятия "звук" и "буква", правильно называть буквы чувашского алфавита;
обозначать при письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь;
определять количество слогов в слове, делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных), определять в слове ударный слог;
читать по слогам и целыми словами вслух и про себя, читать слова, предложения, тексты осознанно, правильно, в темпе и выразительно;
писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
понимать функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении, знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных, названия населенных пунктов), перенос слов по слогам (простые случаи);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 25 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3 - 5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
86.10.4. Предметные результаты изучения родного (чувашского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
осознавать язык как основное средство общения людей;
характеризовать согласные и гласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий, гласный твердый или мягкий;
определять количество слогов в слове, делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных);
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я, ь, ъ: (Елюк, , выля, ялав, Ванюк, юпа, ёлка, , , подъезд);
обозначать при письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак;
осознавать закон сингармонизма в чувашском языке: в слове гласные звуки бывают только одного ряда (ача, , курак, пилеш);
правильно ставить ударение в чувашском языке: на первом слоге (если гласные краткие), на последнем слоге (если гласные долгие), на последнем с долгим гласным в слоге (если в слове и краткие, и долгие гласные);
понимать слово как единство звучания и значения, определять значение слова;
пользоваться этикетными словами, терминами родства;
различать синонимы, антонимы (на элементарном уровне);
распознавать слова, отвечающие на вопросы "кам?" ("кто?"), ("что?");
распознавать слова, отвечающие на вопросы ("что делает?"), ("что делают?"), ("что делал?"), ("что делали?");
распознавать слова, отвечающие на вопросы ("какой?", "какая?", "какое?", "какое?", "какие?");
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
применять изученные правила правописания, в том числе: правописание прописной буквы в именах (отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях), правописание букв е, ю, я, ё в словах, правописание слов с разделительными ь и ъ, правописание удвоенных согласных в корне слова, правописание мягкого знака (ь) в словах с гласными заднего ряда (, , вулать), правописание заимствованных слов (в пределах изучаемых тем);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 40 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 35 слов (с учетом изученных правил правописания);
находить и исправлять ошибки по изученным правилам;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывания (2 - 4 предложения на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1 - 2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объемом 30 - 45 слов с использованием вопросов;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
86.10.5. Предметные результаты изучения родного (чувашского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
осознавать значение чувашского языка как государственного языка Чувашской Республики;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки чувашского языка вне слова и в слове по заданным параметрам;
производить звуко-буквенный анализ слова (без транскрибирования);
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с э и е (эрне, эмел, , );
различать звонкое и глухое произношение шумных согласных чувашского языка в корне слова, различать мягкое произношение [л], [н] в твердых словах перед звуком [ч];
использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами;
определять значение слова по контексту или уточнять с помощью толкового словаря;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, использовать в речи этикетные слова, термины родства (в объеме содержания курса);
распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);
различать понятия "корень слова" и "аффиксы" ("аффикссем"), "словообразовательные аффиксы и словоизменяющие аффиксы" (" аффикссем тата аффикссем");
выделять в словах корень, словообразовательные и словоизменяющие аффиксы (простые случаи), различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
распознавать имена существительные, изменять по числам, распознавать имена собственные и нарицательные;
распознавать имена прилагательные, осознавать особенности употребления имен прилагательных в чувашском языке;
распознавать глаголы, определять грамматические признаки (форму времени, число, лицо), изменять глагол (по временам (простые случаи), лицам, числам);
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
распознавать имя числительное;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать и составлять распространенные и нераспространенные предложения;
применять изученные правила правописания, в том числе: правописание сочетания лч и нч (в словах (, калча, мунча, анчах), ы или и (после , ч (, , чылай, ), букв б, г, д, ж, з, ф, ц, щ (в словах, заимствованных из русского языка (букварь, диван, цирк), удвоенных согласных на стыке корня и аффикса (лаша - лашалла, лапта - лапталла, пукане - пуканелле), слов со словообразовательными аффиксами: , ;
правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 60 слов;
писать под диктовку тексты объемом не более 50 слов, с учетом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки по изученным правилам;
анализировать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1 - 2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывания (3 - 5 предложений (на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации), создавать небольшие устные и письменные тексты (2 - 4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, обращение с просьбой с использованием норм речевого этикета;
определять тему и основную мысль, ключевые слова в тексте;
выявлять части текста (абзацы), отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
86.10.6. Предметные результаты изучения родного (чувашского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать родной язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей человека;
осознавать роль чувашского как национального языка чувашского народа;
осознавать устную и письменную речь как важный показатель общей культуры человека;
устанавливать звукобуквенные соотношения слов, проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);
использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы;
распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнение, определять значение слова по контексту;
определять корень слова, основу слова, аффиксы;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами, составлять схему состава слова, соотносить состав слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имен существительных (число, падеж), проводить разбор имени существительного как части речи;
использовать в предложениях существительных с послелогами и именными словами ( тата ят );
употреблять существительные с притяжательными аффиксами ( япала );
определять грамматические признаки имен прилагательных (степени сравнения), проводить разбор имени существительного как части речи;
распознавать имя числительное, определять количественные и порядковые числительные, ставить вопросы;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число;
определять грамматические признаки глаголов (лицо, число, время (в настоящем, прошедшем и будущем времени), изменять глаголы (в настоящем, прошедшем и будущем времени по лицам и числам), образовывать отрицательную форму глагола настоящего, прошедшего и будущего времени, проводить разбор глагола как части речи, различать наречие, определять значение, ставить вопросы, употреблять в речи;
различать послелоги, частицы, союзы в предложениях;
различать распространенные и нераспространенные предложения;
распознавать второстепенные члены предложения (без употребления терминов) путем постановки вопросов к главным членам предложения и обозначаемых ими значений;
распознавать предложения с однородными членами, составлять предложения с однородными членами, использовать предложения с однородными членами в речи;
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами по изученным правилам;
применять изученные правила правописания, в том числе: правописание парных и повторяющихся слов, составных числительных, краткой и полной формы числительных, правописание утвердительной и отрицательной формы глаголов (настоящего, прошедшего, будущего времени глагола изъявительного наклонения), правописание прилагательных превосходной степени;
правильно списывать тексты объемом не более 75 слов;
писать под диктовку тексты объемом не более 65 слов, с учетом изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение), выбирать языковые средства в ситуации общения;
строить небольшое устное диалогическое и монологическое высказывания, соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты для конкретной ситуации письменного общения (объявление, отзыв, поздравление, заметки в детские журналы и газеты);
определять тему и основную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли;
корректировать порядок предложений и частей текста, составлять план текста;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинение-повествование по заданным темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации, формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации, использовать ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей