31.5. Пояснительная записка

31.5. Пояснительная записка.

31.5.1. Программа по родному (башкирскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

Программа по родному (башкирскому) языку реализовывает межпредметные связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла, в первую очередь с учебным предметом "Литературное чтение на родном (башкирском) языке".

Изучение родного (башкирского) языка начинается с обучения грамоте, которое осуществляется параллельно с освоением учебного предмета "Русский язык". Процесс формирования навыков чтения и письма, развития речевых умений, обогащения и активизации словаря, совершенствования фонематического слуха, реализации грамматико-орфографической пропедевтики осуществляется путем сравнения звуков и букв двух языков - башкирского и русского. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи.

На уровне начального общего образования закладывается база для всего последующего образования обучающихся на родном (башкирском) языке, формируются основы функциональной грамотности, что придает особую ответственность данному этапу общего образования. Построение программы основано на концентрическом принципе. В каждом классе включаются новые элементы содержания и задаются новые требования. Освоенные на определенном этапе обучения грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи.

В начале обучения грамоте осуществляется введение в систему языкового и литературного образования. Содержание этого этапа направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого обучающегося, особенно слушания и говорения.

Содержание программы по родному (башкирскому) языку представлено как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

31.5.2. В содержании программы по родному (башкирскому) языку выделяются следующие содержательные линии: общие сведения о языке (представлена в блоке "Я изучаю башкирский язык", включает в себя элементарные социолингвистические сведения о башкирском языке - его роли, статусе, функциях), система языка (основы лингвистических знаний по лексике, фонетике и орфоэпии, графике, морфемике, морфологии и синтаксису), орфография и пунктуация, развитие речи.

00000067.png

00000068.png

31.5.3. Изучение родного (башкирского) языка направлено на достижение следующей цели: приобретение обучающимися элементарных коммуникативных умений на башкирском языке в устной и письменной форме с учетом возрастных возможностей и потребностей, формирование функциональной грамотности для успешного взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

31.5.4. Достижение поставленных целей реализации программы по родному (башкирскому) языку предусматривает решение следующих задач:

расширение лингвистического кругозора обучающихся за счет овладения новыми языковыми средствами на башкирском языке (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с предложенными для изучения темами;

понимание необходимости овладения родным языком как средством выстраивания социокультурных и межличностных взаимоотношений в окружающей действительности;

формирование основ гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, родной край и страну;

формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету "Родной (башкирский) язык".

31.5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (башкирского) языка, - 260 часов: в 1 классе - 56 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).