30.5. Пояснительная записка

30.5. Пояснительная записка.

30.5.1. Программа по родному (башкирскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

Программа по родному (башкирскому) языку направлена на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. В содержании предусматривается изучение сведений, имеющих отношение к внутреннему системному устройству языка, а также к вопросам реализации языковой системы в речи, внешней стороне существования языка: к многообразным связям башкирского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа по родному (башкирскому) языку отражает социокультурный контекст существования башкирского языка: в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Начальным этапом изучения башкирского языка является обучение башкирской грамоте. Обучение первоначальному чтению идет в тесной связи с овладением навыками письма букв, слогов, слов и предложений. Важной особенностью обучения башкирской грамоте является тесная взаимосвязь данного курса с обучением русской грамоте. Такое положение дает возможность изучать башкирский алфавит с использованием изученных звуков (букв) русского алфавита, а также осознанному, качественному освоению языковых явлений, законов и правил русского и башкирского языков.

При отборе учебного материала учтены психолингвистические особенности обучения грамоте и башкирскому языку: особенности фонетической, графической и слоговой системы башкирского языка. Так, при определении содержания Программы авторами принят во внимание важнейший фонетический закон башкирского языка - закон небного сингармонизма, который лежит в основе обучения первоначальному чтению и письму, также при определении содержания программы установлен порядок изучения гласных звуков и их буквенных обозначений в исконно башкирских словах и другие.

30.5.2. В содержании программы по родному (башкирскому) языку выделяются следующие содержательные линии: "Система языка" (фонетика, графика, состав слова, лексика, грамматика (морфология и синтаксис), "Орфография и пунктуация" (освоение способов проверки орфограмм, формирование орфографической грамотности и умения употреблять на практике правила пунктуации), "Развитие речи" (овладение диалогической и монологической формами речи, написание сочинений, употребление башкирских пословиц и поговорок).

30.5.3. Изучение родного (башкирского) языка направлено на достижение следующих целей:

развитие у обучающихся навыков владения всеми видами речевой деятельности;

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи на родном языке;

расширение знаний о специфике башкирского языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке;

формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе.

30.5.4. Задачи освоения программы по родному (башкирскому) языку:

формирование у обучающихся первоначальных представлений о системе и структуре башкирского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

развитие речи, мышления, воображения обучающихся, способности к творческой деятельности, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

30.5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (башкирского) языка, - 387 часов: в 1 классе - 81 час (2 часа в неделю), во 2 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 3 классе - 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе - 102 часа (3 часа в неделю).