31.8. Содержание обучения в 3 классе
31.8.1. Общие сведения о языке.
Башкирский язык как язык башкирского народа, отражающий историю, культуру, духовно-нравственные ценности народа. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Звуки башкирского языка: гласный - согласный, гласный: твердый - мягкий, согласный: твердый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий, парный - непарный. Функции разделительных "ь" и "ъ", условия использования при письме ь и ъ (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными "ь" и "ъ". Буквы "у", "y" между гласными звуками и в конце слова. Обозначение двух звуков буквой в (закрепление). Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного башкирского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Синонимы и антонимы (ознакомление), подбор синонимов и антонимов к словам разных частей речи. Устаревшие слова (ознакомление).
31.8.5. Состав слова (морфемика).
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного).
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Падеж имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Качественные и относительные прилагательные (без терминов). Степени сравнения имен прилагательных (основная, сравнительная, превосходная, уменьшительная) (ознакомительно). Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Падеж и число личных местоимений. Морфологический разбор местоимений.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Время и число глагола. Категория отрицания глагола. Вопросы к глаголам настоящего и прошедшего времени в единственном и во множественном числе. Изменение по лицам и числам глагола в форме отрицания. Морфологический разбор глагола.
Имя числительное. Употребление в речи количественных и порядковых имен числительных. Разряды числительных: количественные и порядковые числительные. Различение количественных и порядковых числительных. Падежи имени числительного. Вопросы к падежам числительного.
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространенные и нераспространенные. Предложение по цели высказывания. Понятие "слово-обращение" в предложении. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
31.8.8. Орфография и пунктуация.
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другие. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов (и), (но). Ключевые слова в тексте. Уточнение значения слова с помощью толкового словаря. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа: письмо, объявление, поздравление. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Изучающее, ознакомительное чтение.
31.8.10.1. "Мин " ("Я изучаю башкирский язык").
Отражение в произведениях устного народного творчества сведений о жизни народов, их быте, занятиях, чем они питались, как одевались. Можно ли проверить эту информацию, опираясь на фольклор? Сравнивая иллюстрации русской народной сказки "Гуси-лебеди" и башкирской народной сказки "Сказка о курае", определить, какую одежду раньше носили, назвать предметы одежды на русском и башкирском языках.
31.8.10.2. "Танышыу" ("Знакомство").
Реплики: "Сколько тебе лет?", "Где ты живешь?", "Какая у тебя семья?", "Чем занимаешься в свободное время?".
Реплики: "С Днем знаний!", "Я сегодня дежурный". На уроке башкирского языка. Книга - лучший друг. Детская писательница - Айсылыу Ягафарова. Народный писатель республики Нугуман Мусин.
31.8.10.4. "Мин " ("Я и моя семья").
Наставления дедушки. Советы бабушки. Моя родословная. Праздник семьи. Я люблю помогать в домашних делах. Какая книга тебе нравится? Мое любимое занятие. Спорт и я. Отдых в воскресенье.
31.8.10.5. "Мин " ("Я и мои друзья").
Мой день рождения. Правила поведения в гостях. Весело с друзьями. Народная игра "Прятки". Пишу письмо бабушке. Любимые игрушки. Мой друг компьютер. - настоящий друг. "Мой котенок" (по К. Ушинскому). Праздник защитников Отечества.
31.8.10.6. " республикам" ("Моя республика").
Башкортостан - чудесный край. Монумент Дружбы в Уфе. Салават Юлаев - национальный герой башкирского народа. Транспорт в Уфе. На экскурсию в краеведческий музей. Детский писатель Фарит Исянгулов. Москва - столица нашей страны. Как можно путешествовать?
31.8.10.7. "Мине уратып донъя" ("Мир вокруг меня").
Природа моего края. Горы Башкортостана. "Мой Урал" - отрывок из эпоса "Урал батыр". Агидель - это жемчужина нашего края. Башкортостан - край озер. Зеленая аптека. Косуля - украшение нашей природы. Лошадь - друг человека. Шагает осень золотая. Осеннее богатство. Наступила зима. Зимние игры. Здравствуй, весна-красна! Праздник Победы.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей