60.6. Содержание обучения в 1 классе
60.6.1. Начальным этапом изучения родного (ненецкого) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (ненецкий) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (ненецком) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.
60.6.2. Курс "Обучение грамоте".
Добукварный период обучения грамоте на ненецком языке включает обучение видам речевой деятельности: аудирование, говорение. Аудирование (слушание с полным или выборочным пониманием) предполагает выработку навыков восприятия на слух содержания небольших связных высказываний диалогического и монологического характера, произведений малых жанров ненецкого фольклора и небольших текстов родной литературы на ненецком языке, соответствующие уровню их физической, психологической и учебной готовности, повторяют короткие тексты вслед за учителем, заучивают их наизусть, воспроизводят с использованием наглядных опор, иллюстрируют их. Работа над лексическими темами строится по сюжетным и ситуативным картинкам.
В букварный период обучения грамоте изучение звуков, букв и слогов по степени трудности разделено на 4 этапа:
второй этап - взрывные согласные: глухой () и звонкий () гортанные смычные, глухие п, т, к и звонкие д, б, й;
третий этап - мягкие согласные; буквы е, я, ё, ю в начале слова и слога - йотированные (йэ, йа, йо, йу) после согласных - как показатель их мягкости. Буква мягкий знак ь - на конце слова или слога;
четвертый этап - трудные звуки и сочетания звуков: согласные г, з, ц, буквы ш, ч, ж, ф, щ, слова с разделительными ь и ъ.
Обучение грамоте родного (ненецкого) языка осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов: обучение первоначальному чтению, обучение письму - и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).
60.6.2.1. Слово и предложение.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов и определение его лексического значения. Восприятие слова как материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и определение количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих, знакомство со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма. Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку изучаемых слов, предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приемы и последовательность правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
60.6.2.4. Орфография и пунктуация.
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных), перенос слов по слогам (без стечения согласных), знаки препинания в конце предложения.
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Знакомство с текстом и его значение. Сопоставление небольшого текста и отдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста. Составление предложений на определенную тему (о маме, о тундре, о школе, о детях и тому подобное) по картине, устных небольших рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (по вопросам учителя). Речевая этика. Культура общения. Слова, используемые при приветствии и прощании. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя). Простейшие пересказы прочитанного по предложенному плану, по условным смысловым вехам (о чем буду рассказывать, с чего начну, что скажу потом, чем закончу). Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Составление рассказа согласно ситуации. Продолжение рассказа по заданному началу. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или по сюжету, предложенному учителем. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, песенок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Речевые ситуации с включением слов, употребляемых при приветствии и прощании, при выражении извинения и благодарности.
60.6.3. Систематический курс (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация).
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [] и гласный звук [и]. Шипящие в заимствованных словах из русского языка [ж], [ш], [], [].
Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение при письме твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение при письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова (хан, нянь).
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа хан (нарта), нянь (хлеб), мальця (малица), (имя), яля (день), ед (кастрюля).
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Ненецкий алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного ненецкого литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, слово как название признака предмета, слово как название действия предмета (ознакомление).
Простое предложение как единица языка (ознакомление).
Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.
Восстановление с помощью учителя деформированных предложений.
Порядок слов в простом предложении. Место сказуемого (глагол) в предложении (ознакомление, без термина). Составление простого предложения из заданного набора слов и форм слов.
60.6.3.6. Орфография и пунктуация.
Правила правописания и их применение при письме:
раздельное написание слов в предложении;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;
перенос слова (на изучаемом материале);
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
60.6.4. Общие сведения о языке, язык и культура.
Общее представление речи: устной и письменной.
При изучении ненецкого (родного) языка важно овладевать словарным составом сфер повседневной и учебной деятельности, в том числе текстов с усвоенной лексикой. Словарный запас обучающихся начального общего образования составляет около 600 слов, из них 100 слов активно усваивается в первом классе. Активное усвоение лексики предполагает практическое ознакомление обучающихся с лексическим значением слов, с их многозначностью, с омонимами, синонимами, антонимами, с образованием слов одного корня при помощи суффиксов, чтения текстов с усвоенной лексикой по темам: о природе тундры, о животных, о детях, о труде, о Родине; и материале малых жанров ненецкого фольклора (быт, культура в ненецких сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам).
60.6.4.1. Предметное содержание речи.
"Мань семьяв" ("Моя семья"). Члены семьи, их имена, занятия членов семьи. Любимая еда.
"Мань манзаин" ("Мои увлечения"). Мой день, мой режим дня, подвижные игры. Мои любимые сказки. Мои любимые загадки.
"Мань нин" ("Мои друзья"). Имя, увлечения, совместные занятия.
"Моё любимое домашнее животное". Кличка, цвет, размер.
"Мань школав" ("Моя школа"). Мой класс, моя учительница, школьные принадлежности.
"" ("Мир вокруг меня"). Мой дом. Чум, жилище, одежда, утварь. Занятия людей в тундре в разное время года. Природа тундры в разное время года. Животные и птицы Севера. Дикие и домашние животные.
"" ("Наша страна. Малая Родина"). Название, столица. Наша Родина. Малая родина. Мой поселок. Детские песни на ненецком языке, сказки, загадки.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам занятий, наблюдений.
Участие в диалоге. Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Слушание с полным или выборочным пониманием (аудирование) предполагает выработку навыков восприятия на слух содержания небольших связных высказываний диалогического и монологического характера, произведений малых жанров ненецкого фольклора и небольших текстов на ненецком языке, обучающиеся повторяют короткие тексты вслед за учителем, заучивают их наизусть, воспроизводят с использованием наглядных опор, иллюстрируют.
Работа над лексическими темами по сюжетным и ситуативным картинкам. Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных темой занятия.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей