150.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (чувашском) языке на уровне начального общего образования
150.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (чувашском) языке на уровне начального общего образования.
150.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (чувашском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные, результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, к своей малой Родине - Чувашской Республике, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (чувашском) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений).
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами чувашской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.
150.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (чувашском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
150.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.
150.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
150.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
150.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
150.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения само организации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
150.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.
150.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (чувашском) языке с использованием предложенного образца.
150.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (чувашском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
понимать содержание речи, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определять последовательности событий;
соотносить услышанный текст с иллюстрациями к нему;
отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения;
структурировать монологическое высказывание небольшого объема с использованием авторского текста в виде ответа на вопрос;
читать по слогам с переходом к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух;
отвечать письменно на вопросы по прочитанному и прослушанному произведению;
различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
различать отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, считалки, скороговорки, сказки, рассказы, стихотворения);
понимать содержание прослушанного или прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного или прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки героя;
участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения;
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с использованием предложенных ключевых слов, вопросов, предложенного плана;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
иллюстрировать отрывки произведения, пересказывать проиллюстрированный отрывок;
ориентироваться в книге или учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
150.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (чувашском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей;
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения;
понимать содержание, смысл прослушанного или прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
строить монологическое устное и письменное речевое высказывание небольшого объема с использованием авторского текста по предложенной теме или в виде ответа на вопросы;
различать отдельные жанры фольклора (загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения);
различать особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные), авторской сказки;
находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
различать особенности пейзажной лирики, находить средства выразительности в описаниях природы;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий текста произведения;
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения;
участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного произведения: формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
составлять совместно план произведения, пересказывать по плану;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения, совместно придумывать загадки.
ориентироваться в книге или учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге.
150.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (чувашском) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения;
читать наизусть не менее 3 - 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного или прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
определять особенности отдельных жанров фольклора и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста, составлять план текста;
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей. Отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
находить в тексте примеры средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного произведения: строить монологическое высказывание, формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста, использовать в беседе изученные литературные понятия;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения, иллюстрировать отдельные фрагменты;
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения, пересказывать текст;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания: обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочные издания;
150.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (чувашском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения, находить в тексте необходимую информацию;
читать наизусть не менее 3 - 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
различать особенности жанров художественных произведений (рассказ, повесть), художественных произведений и познавательных текстов;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного или прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к познавательным, учебным и художественным текстам;
различать отдельные жанры фольклора (словесный, музыкальный, обрядовый), различать легенду как народный сказ о важном историческом событии;
соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;
воспринимать лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий, выявлять связь событий, отношения к ним героев;
характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, характеризовать собственное отношение к героям, поступкам, находить в тексте средства изображения героев и выражения их чувств;
находить в тексте примеры использования средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), средства выразительности текста юмористического содержания (гипербола);
участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
осознанно применять изученные понятия;
составлять план текста, пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
читать по ролям, сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, корректировать собственный текст, придумывать продолжение сюжета;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учетом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу, электронные образовательные и информационные ресурсы Интернета (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей