62.9. Содержание обучения в 4 классе

62.9. Содержание обучения в 4 классе.

62.9.1. Систематический курс.

62.9.1.1. Виды речевой деятельности.

Виды речи. Язык и речь: значение в жизни людей. Язык как средство общения. Речь как процесс общения, способность человека выражать свои мысли. Устная и письменная речь.

62.9.1.2. Морфемика, словообразование.

Корень слова. Овладение понятием "однокоренные слова". Окончание, суффикс, основа слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Словообразовательные и словоизменительные суффиксы. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

62.9.1.3. Морфология.

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Множественное число имен существительных (лар, лер). Изменение имен существительных по падежам. Словообразование имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление прилагательных в речи. Изменение прилагательных по числам и падежам. Зависимость формы прилагательного от формы существительного. Начальная форма прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Связь прилагательного с существительным в словосочетании и предложении.

Местоимение. Значение и употребление в речи. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по лицам. Склонение личных местоимений. Притяжательные и указательные местоимения.

Глагол. Значение и употребление глагола в речи. Времена глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения спряжения глаголов (практическое овладение). Повелительное наклонение. Изъявительное наклонение. Инфинитив. Изменение глаголов по лицам и числам.

Имя числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Понятие о служебных частях речи. Функция послелогов. Отличие послелогов от предлогов. Союзы: общее понятие. Союзы, их роль в речи.

62.9.1.4. Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

62.9.2. Развитие речи.

Речевой этикет. Умение в процессе общения соблюдать следующие правила этикета: тактичность, предупредительность, терпимость и доброжелательность. Умение отбирать речевые формулы в соответствии с ситуацией, статусом собеседника, степенью знакомства с ним (уместность, точность, краткость и правильность). Использование общеупотребительных форм речевого этикета. Требования к текстам: точность, правильность, богатство и выразительность письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Основные виды изложений (изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения) и сочинений (сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение) (без заучивания обучающимися определений).