52.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (лакскому) языку на уровне начального общего образования

52.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (лакскому) языку на уровне начального общего образования.

52.10.1. В результате изучения родного (лакского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (лакского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (лакского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (лакского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (лакского) языка).

52.10.2. В результате изучения родного (лакского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

52.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (лакского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

52.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

52.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

52.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

52.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

52.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

52.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

52.10.3. Предметные результаты изучения родного (лакского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;

различать устную и письменную речь;

интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;

различать звуки и буквы, гласные и согласные;

узнавать и называть все буквы алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;

различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова-действия предметов;

применять при письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных, об оформлении предложений при письме;

грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3 - 5 слов, написание которых не расходится с произношением;

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 20 - 25, 15 - 20 слов);

выполнять основные гигиенические требования при письме;

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

52.10.4. Предметные результаты изучения родного (лакского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

различать устную и письменную речь, диалог и монолог;

характеризовать звуки (гласные, согласные), определять и соотносить количество звуков и букв в словах;

производить звуковой и звуко-буквенный разбор: делить слова на слоги, определять последовательность звуков и букв в слове;

использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и другие);

соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала);

осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (имя существительное, прилагательное, глагол);

осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);

применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);

осознавать признаки текста как более объемного высказывания (несколько предложений, объединенных одной темой и связанных друг с другом);

каллиграфически и орфографически правильно, без замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 45 - 50 слов, писать под диктовку тексты в 35 - 45 слов;

излагать содержание исходных текстов в 40 - 55 слов, создавать тексты (сочинения) в 4 - 8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;

писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, сел, кличках животных;

распознавать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение);

различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);

составлять предложение по вопросу, по ключевым словам, по сюжетному рисунку, на определенную тему;

употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.

52.10.5. Предметные результаты изучения родного (лакского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

понимать, что предложение - это основная единица речи;

определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

понимать термины "повествовательные предложения", "вопросительные предложения", "повелительные предложения", грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды, без терминов) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;

дифференцировать предложения по строению (простое, сложное);

использовать правила обозначения гласных и согласных звуков при письме;

использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и другие);

производить звуко-буквенный и морфемный анализ слов;

соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного материала в учебнике);

называть и определять части слова (корень, окончание, основа и суффикс);

осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;

распознавать части речи и их грамматические признаки (число, падеж имен существительных, время глаголов, лицо и число местоимений);

осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

каллиграфически и орфографически правильно списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 65 - 70 слов, писать под диктовку тексты в 55 - 65 слов;

излагать содержание исходных текстов в 60 - 75 слов, создавать тексты (сочинения) в 8 - 12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;

различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение).

52.10.6. Предметные результаты изучения родного (лакского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

различать основные единицы речи: слова, словосочетания, предложения, текст;

различать: значимые части слова (окончание, основа, корень, суффикс), части речи, основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности;

разбирать простое предложение с однородными членами, с обращением;

применять при письме орфографические и пунктуационные правила (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными членами предложения);

использовать знания алфавита при работе со словарем;

определять значение слова по контексту или уточнять с помощью словаря;

различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

определять грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов;

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 80 - 90 слов, 75 - 80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

ориентироваться в заголовке и оглавлении, находить опорные слова с целью извлечения информации;

осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах, выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.