139.5. Пояснительная записка

139.5. Пояснительная записка.

139.5.1. Программа по литературному чтению на родном (удмуртском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

139.5.2. Предмет "Литературное чтение на родном (удмуртском) языке" наряду с предметом "Родной (удмуртский) язык" играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, так как на начальном этапе обучения на родном языке эффективнее научить ребенка новому виду деятельности - учебному. Литературное чтение на родном (удмуртском) языке способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей обучающихся начального общего образования, формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, дружба, патриотизм, любовь к родине) в доступной для данного возраста форме, пониманию родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, осознанию значимости чтения на родном языке для личного развития.

139.5.3. Через чтение вошедших в программу по литературному чтению на родном (удмуртском) языке произведений удмуртских, русских, финно-угорских писателей обучающиеся знакомятся с жизнью, культурой удмуртского и других народов, выявляют общее и специфичное, открывают мир в многообразии. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения осуществляется духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся начальных классов.

139.5.4. В содержании программы по литературному чтению на родном (удмуртском) языке выделяются следующие содержательные линии:

виды речевой и читательской деятельности;

круг детского чтения, культура читательской деятельности;

литературоведческая пропедевтика;

творческая деятельность обучающихся.

139.5.5. Изучение литературного чтения на родном (удмуртском) языке направлено на достижение следующих целей:

становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения на родном (удмуртском) языке в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение, развитие читательских компетенций и формирование основ функциональной грамотности;

осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;

воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту удмуртского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа, формирование у обучающегося интереса к удмуртской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном, развитие творческих способностей обучающихся.

139.5.6. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (удмуртском) языке, - 112 часов: в 1 классе - 10 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).