61.8. Содержание обучения в 3 классе

61.8. Содержание обучения в 3 классе.

61.8.1. Основные сведения о языке. Язык и культура.

Нивхский язык как язык нивхского народа, отражающий историю, культуру, духовно-нравственные ценности народа. Отражение в произведениях устного народного творчества сведений о жизни народов, их быте, занятиях, чем они питались, как одевались.

Речь устная, речь письменная.

61.8.2. Систематический курс.

61.8.2.1. Фонетика, графика, орфоэпия.

Согласные и гласные звуки. Согласные звуки и буквы, их обозначающие. Заднеязычные звуки, сонанты. Гласные звуки и буквы, их обозначающие. Фонетическая запись слов.

Произношение звуков и сочетаний звуков. Постановка ударения в слове в соответствии с нормами нивхского языка.

61.8.2.2. Лексика.

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

61.8.2.3. Морфология.

Собственные и нарицательные существительные. Существительные, обладающие категорией лица (человека) и не-лица (вещи). Число имен существительных. Склонение имен существительных. Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Морфологический разбор имени существительного.

Личные местоимения, местоимение двойственного числа, указательные местоимения.

Вопросительные местоимения.

Глагол как часть речи, его значение; изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении: настояще-прошедшее и будущее время.

Синтаксическая функция глагола в предложении. Синтаксическая роль качественного глагола в предложении. Отрицательная форма глагола.

Морфологический разбор глагола.

61.8.2.4. Синтаксис.

Предложение. Порядок слов в предложении. Словосочетание. Виды предложений. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения (без введения терминологии). Подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения.

Текст. Виды текстов: повествовательный, описательный, текст-рассуждение.

61.8.2.5. Орфография и пунктуация.

Повторение правил правописания, изученных во 2 классе. Способы решения орфографических задач в зависимости от места орфограммы в слове.

61.8.2.6. Развитие речи.

Нормы речевого этикета: приветствие, прощание, согласие-несогласие, впечатление, просьбы, благодарность, сомнение, приглашение, выражения классного обихода. Устная и письменная речь. Речь диалогическая и монологическая. Создание условий для речевого общения на родном языке, стимулирование обучающихся к коммуникации.

Тематические группы лексики нивхского языка: "В школе" (школьные предметы, любимые предметы), "Семья. Родственники" (описание внешности родственников, занятия родственников), "Игры, занятия детей" (нивхские игры, их названия игр, любимые игры), "Природа" (лесные животные, места обитания животных), "Досуг" (традиционные занятия и увлечения, вышивка, резьба), "Рыболовство, рыболовные принадлежности" (рыболовство как традиционное занятие нивхов, традиционные средства и орудия лова), "Скоро лето" (летние каникулы, развлечения, отдых).