148.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (черкесском) языке на уровне начального общего образования

148.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (черкесском) языке на уровне начального общего образования.

148.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (черкесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (черкесском) языке;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами (черкесской) литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.

148.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (черкесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

148.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

148.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

148.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

148.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

148.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

148.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.

148.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (черкесском) языке с использованием предложенного образца.

148.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (черкесском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

воспринимать устную речь учителя, других обучающихся, понимать содержание слов, словосочетаний, предложений и коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в тексте основные логические части;

читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;

читать наизусть 3 - 4 стихотворения разных авторов;

рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике, строить небольшой рассказ по сюжету иллюстраций и текста;

работать с учебником (использовать систему условных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение по оглавлению учебника, связывать иллюстрации с содержанием соответствующего текста, пользоваться словарем в конце учебника);

ориентироваться в школьной библиотеке;

отличать прозаическое произведение от стихотворного;

различать малые жанры фольклора: пословицы, загадку, считалку, скороговорку;

находить средства художественной выразительности в тексте (повтор, восклицательный и вопросительный знаки);

понимать содержание прочитанного;

осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям;

рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженной в тексте.

148.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (черкесском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

воспринимать и понимать содержание текстов, воспринятых на слух;

целенаправленно и внимательно слушать собеседника (учителя и других обучающихся): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями, ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;

строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

называть имена 2 - 3 классиков черкесской литературы, называть имена 2 - 3 современных писателей (поэтов);

перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

определять тему, сюжет, выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

читать наизусть 5 - 6 стихотворений разных авторов (по выбору);

пользоваться словарем для выяснения значений слов;

сравнивать фольклорные и авторские художественные произведения (отмечать их сходство и различие);

ориентироваться в жанровом разнообразии произведений;

определять смыслы малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, загадок);

выделять особенности произведения по жанру, определять особенности сказок о животных и волшебной сказки, различать сказку и рассказ;

сравнивать прозаическую и стихотворную речь (узнавание, различение), видеть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

находить с помощью учителя изобразительно-выразительные средства литературного языка произведения (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение);

делить текст на смысловые части;

свободно пользоваться школьной библиотекой;

выразительно декламировать художественное произведение;

читать тексты по ролям, участвовать в постановке живых картин;

эмоционально воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой;

использовать приемы устного словесного рисования;

создавать собственные тексты (мини-сочинение, рассказ, стихотворение);

сравнивать иллюстрации в учебнике с соответствующими художественными текстами.

148.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (черкесском) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

целенаправленно слушать речь учителя, других обучающихся, выделять из нее главную и второстепенную информацию;

отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, по последовательности событий;

наблюдать и оценивать выразительность услышанной речи;

участвовать в диалогах;

читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений, перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

рассказывать о любимом литературном герое;

выявлять авторское отношение к герою;

читать наизусть 6 - 7 стихотворений разных авторов (по выбору);

узнавать и различать жанры: малые жанры фольклора, сказки фольклорные и литературные, басня, рассказ, стихотворение;

давать жанровые характеристики рассказу, стихотворению, басне, видеть особенности их построения и используемые выразительные средства;

различать прозаическую и стихотворную речь, слышать ритм, видеть рифму;

характеризовать сюжет, тему, идею художественного произведения;

давать характеристику героев: внешний вид, речь, поступки;

находить средства художественной выразительности в авторской литературе (синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболу (преувеличение), крылатые выражения);

определять микротемы текста;

эмоционально воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;

интерпретировать литературный текст в творческой деятельности (декламация, инсценировка, живые картины, живописные и музыкальные произведения);

создавать собственные тексты в форме устных высказываний или письменных сочинений;

использовать прием устного словесного рисования;

перерабатывать текст, сочинять отсутствующее начало или конец текста;

создавать свои иллюстрации (рисунки, афиши, видеоряд) к тексту.

148.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (черкесском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

целенаправленно слушать речь учителя, других обучающихся, выделять из нее информацию по заданию учителя, отвечать на заданные вопросы;

участвовать в диалогах, отвечать на вопросы, соблюдать культуру слушания;

письменно пересказывать услышанное;

читать про себя в процессе ознакомительного, выборочного и изучающего чтения;

иметь представление о разных типах рифм (по расположению ударного слога, составные);

определять тему и главную мысль произведения, делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа;

пересказывать текст кратко и подробно;

представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

характеризовать героев произведений, сравнивать характеры героев одного и разных произведений, выявлять авторское отношение к герою;

читать наизусть (по выбору) 7 - 8 стихотворений или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику других обучающихся по поводу своей манеры чтения;

обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения; тактично воспринимать мнения других обучающихся;

ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, оглавление, аннотация, иллюстрации);

выполнять самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку, подготовка устного сообщения на определенную тему);

самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления);

представлять направление развития художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

отличать народные произведения от авторских;

давать расширенную характеристику герою произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою;

создавать разные виды рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев), следуя правилам их построения;

различать разные типы рифм;

характеризовать особенности языка произведений нартского эпоса;

интерпретировать тексты литературных произведений в своей творческой деятельности (декламация, инсценирование, драматизация);

работать с деформированным текстом, используя различные способы;

создавать собственные тексты сказок, рассказов, стихотворений;

выполнять проектные задания с использованием различных источников и способов переработки информации.