33.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (бурятскому) языку на уровне начального общего образования
33.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (бурятскому) языку на уровне начального общего образования.
33.10.1. В результате изучения родного (бурятского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (бурятского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (бурятского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (бурятского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (бурятского) языка).
33.10.2. В результате изучения родного (бурятского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
33.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (бурятского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
33.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
33.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
33.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
33.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
33.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
33.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.
33.10.3. Предметные результаты изучения родного (бурятского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
различать высказывание и речь, предложение и текст;
выделять из звучащего слова и называть по отдельности звуки, не путать понятия "звук" и "буква";
читать, опираясь на закон сингармонизма гласных, на родном (бурятском) языке;
различать гласные и согласные звуки, различать гласные краткие, долгие, дифтонги, различать согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие;
понимать главную роль гласных звуков, иметь представление о сингармонизме, вокализме гласных корня;
иметь представления о функциях йотированных букв, мягкого знака;
делить слова на слоги, переносить слова;
составлять и читать модели слов;
иметь представление о словах, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?", называющих предмет;
иметь представление о словах, отвечающих на вопрос "что делает?" и называющих действие предмета;
иметь представление о словах, отвечающих на вопрос "какой?" и обозначающих признаки предмета;
иметь представление о заимствованных словах;
писать имена собственные, некоторые названия с прописной буквы;
оформлять правильно при письме предложение, текст, ставить в конце предложений необходимые знаки препинания.
33.10.4. Предметные результаты изучения родного (бурятского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
составлять, дополнять, корректировать предложения, а также оценивать их составление по содержательным критериям;
определять главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;
иметь представления о типах предложений, при чтении интонировать их, оформлять при письме;
ставить вопросы к словам, группировать слова по вопросам;
иметь представление об именах собственных, их написании;
иметь представление о составе слова, о корне слова, однокоренных словах, их признаках, выделять корень, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки;
делить слово на слоги и переносить их на новую строку;
распределять слова по алфавиту;
понимать роль кратких, долгих гласных и дифтонгов в словах, в изменении смысла слов (сана - саана - сайна);
иметь представления о функциях йотированных букв в слове (в позициях после согласных или в начале слова, слога);
различать твердые и мягкие согласные, иметь представление о способах обозначения мягкости согласных;
иметь представления о произношении согласных [б], [г], [д], занимающих в слове позицию перед глухими согласными и на конце слов, и их написании;
иметь представление о заимствованных словах, о произнесении, прочтении в них гласных под ударением, о написании заимствованных слов, оканчивающихся на согласный звук, а также о написании заимствованных слов, оканчивающихся на краткий безударный гласный звук;
различать прямое и переносное значение слов;
работать со словарем, находить толкование слова в словаре;
иметь представление о тексте, отличии текста от предложения, выделять части текста (абзацы), составлять план, различать типы текстов повествование и описание, составлять небольшие тексты-описания или тексты-повествования, а также комбинированные тексты по предложенной картинке или темам, записывать их;
писать подробное изложение текста-повествования по совместно составленному плану.
33.10.5. Предметные результаты изучения родного (бурятского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
иметь представления о последовательности букв в бурятском алфавите;
иметь представление о правописании кратких гласных на основе законов сингармонизма, вокализма, последовательности, преломления гласных;
определять твердость, мягкость согласных звуков;
иметь представления о словообразовании и составе слов, о значении суффиксов, окончаний, производящей и производной основ;
иметь представления о правилах написания в основе слов кратких гласных после согласных б, л, м, р;
иметь представления о правилах написания кратких гласных, в том числе на конце заимствованных слов с мягкой основой;
иметь представления об окончании имен существительных во множественном числе, вопросы падежей имен существительных, склонять имена существительные;
иметь представления о роли послелогов и об их написании;
иметь представления о роли имен прилагательных в речи, подбирать синонимы, антонимы;
иметь представления о роли глаголов в речи;
иметь представления о правилах написания кратких гласных при образовании форм глаголов;
иметь представления о настоящем, прошедшем, будущем временах глаголов, и их роли в предложении, речи;
иметь представления о распространенных и нераспространенных предложениях;
иметь представления о второстепенных членах предложения;
определять основную мысль текста, делить текст на части, иметь представление о признаках текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения;
иметь представления о фразеологизмах, омонимах бурятского языка, подбирать синонимы, антонимы;
писать деловые тексты, письмо, пригласительное письмо, поздравление.
33.10.6. Предметные результаты изучения родного (бурятского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
иметь представления об именах существительных, не имеющих формы множественного числа;
иметь представления о типах склонения имен существительных и значения падежей;
иметь представления об особенностях склонения форм множественного числа имен существительных;
иметь представления о роли падежных форм в речи;
иметь представления о видах и роли послелогов в предложении;
иметь представление о местоимениях, о личных местоимениях единственного и множественного числа, о склонении личных местоимений;
иметь представления о правилах написания гласных в окончаниях глаголов;
иметь представления об обозначении лица глаголами и о роли лично-предикативных частиц;
иметь представления о роли противительных, утвердительных частиц при глаголе и их написании;
иметь представление о прямом и переносном значении имен прилагательных;
иметь представление об именах числительных как группе слов, обозначающих количество, отвечающих на вопрос "сколько?", "который?", а также о количественных и порядковых разрядах числительных, об основах количественных числительных;
иметь представление о наречиях как группе слов, обозначающих признаки действия, отвечающих на вопросы "где?", "куда?", "когда?", "во сколько?", "как?", а также о разрядах наречий (места, времени, образа действия, меры) и знать об их роли в речи;
выделять грамматическую основу предложений, иметь представление об алгоритмах разбора предложения;
иметь представления об однородных членах предложения;
иметь представления о роли союзов и знаков препинаний при однородных членах предложения;
иметь представления о связи смысла текста с его названием;
иметь представления о стилях речи - художественном, разговорном, деловом, стиле учебной литературы;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей