33.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (бурятскому) языку на уровне начального общего образования

33.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (бурятскому) языку на уровне начального общего образования.

33.10.1. В результате изучения родного (бурятского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (бурятского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (бурятского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (бурятского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (бурятского) языка).

33.10.2. В результате изучения родного (бурятского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

33.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (бурятского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

33.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

33.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

33.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

33.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

33.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

33.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.

33.10.3. Предметные результаты изучения родного (бурятского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать высказывание и речь, предложение и текст;

выделять из звучащего слова и называть по отдельности звуки, не путать понятия "звук" и "буква";

читать, опираясь на закон сингармонизма гласных, на родном (бурятском) языке;

различать гласные и согласные звуки, различать гласные краткие, долгие, дифтонги, различать согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие;

понимать главную роль гласных звуков, иметь представление о сингармонизме, вокализме гласных корня;

иметь представления о функциях йотированных букв, мягкого знака;

делить слова на слоги, переносить слова;

составлять и читать модели слов;

знать бурятский алфавит;

иметь представление о словах, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?", называющих предмет;

иметь представление о словах, отвечающих на вопрос "что делает?" и называющих действие предмета;

иметь представление о словах, отвечающих на вопрос "какой?" и обозначающих признаки предмета;

иметь представление о заимствованных словах;

писать имена собственные, некоторые названия с прописной буквы;

оформлять правильно при письме предложение, текст, ставить в конце предложений необходимые знаки препинания.

33.10.4. Предметные результаты изучения родного (бурятского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

составлять, дополнять, корректировать предложения, а также оценивать их составление по содержательным критериям;

определять главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;

иметь представления о типах предложений, при чтении интонировать их, оформлять при письме;

ставить вопросы к словам, группировать слова по вопросам;

иметь представление об именах собственных, их написании;

иметь представление о составе слова, о корне слова, однокоренных словах, их признаках, выделять корень, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки;

делить слово на слоги и переносить их на новую строку;

распределять слова по алфавиту;

понимать роль кратких, долгих гласных и дифтонгов в словах, в изменении смысла слов (сана - саана - сайна);

иметь представления о функциях йотированных букв в слове (в позициях после согласных или в начале слова, слога);

00000173.png

различать твердые и мягкие согласные, иметь представление о способах обозначения мягкости согласных;

иметь представления о произношении согласных [б], [г], [д], занимающих в слове позицию перед глухими согласными и на конце слов, и их написании;

иметь представление о заимствованных словах, о произнесении, прочтении в них гласных под ударением, о написании заимствованных слов, оканчивающихся на согласный звук, а также о написании заимствованных слов, оканчивающихся на краткий безударный гласный звук;

различать прямое и переносное значение слов;

работать со словарем, находить толкование слова в словаре;

иметь представление о тексте, отличии текста от предложения, выделять части текста (абзацы), составлять план, различать типы текстов повествование и описание, составлять небольшие тексты-описания или тексты-повествования, а также комбинированные тексты по предложенной картинке или темам, записывать их;

писать подробное изложение текста-повествования по совместно составленному плану.

33.10.5. Предметные результаты изучения родного (бурятского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

иметь представления о последовательности букв в бурятском алфавите;

иметь представление о правописании кратких гласных на основе законов сингармонизма, вокализма, последовательности, преломления гласных;

00000174.png

определять твердость, мягкость согласных звуков;

иметь представления о словообразовании и составе слов, о значении суффиксов, окончаний, производящей и производной основ;

иметь представления о правилах написания в основе слов кратких гласных после согласных б, л, м, р;

иметь представления о правилах написания кратких гласных, в том числе на конце заимствованных слов с мягкой основой;

иметь представления об окончании имен существительных во множественном числе, вопросы падежей имен существительных, склонять имена существительные;

иметь представления о роли послелогов и об их написании;

иметь представления о роли имен прилагательных в речи, подбирать синонимы, антонимы;

иметь представления о роли глаголов в речи;

иметь представления о правилах написания кратких гласных при образовании форм глаголов;

иметь представления о настоящем, прошедшем, будущем временах глаголов, и их роли в предложении, речи;

иметь представления о распространенных и нераспространенных предложениях;

иметь представления о второстепенных членах предложения;

определять основную мысль текста, делить текст на части, иметь представление о признаках текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения;

иметь представления о фразеологизмах, омонимах бурятского языка, подбирать синонимы, антонимы;

писать деловые тексты, письмо, пригласительное письмо, поздравление.

33.10.6. Предметные результаты изучения родного (бурятского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

различать части речи;

иметь представления об именах существительных, не имеющих формы множественного числа;

иметь представления о типах склонения имен существительных и значения падежей;

иметь представления об особенностях склонения форм множественного числа имен существительных;

иметь представления о роли падежных форм в речи;

иметь представления о видах и роли послелогов в предложении;

иметь представление о местоимениях, о личных местоимениях единственного и множественного числа, о склонении личных местоимений;

иметь представления о правилах написания гласных в окончаниях глаголов;

иметь представления об обозначении лица глаголами и о роли лично-предикативных частиц;

иметь представления о роли противительных, утвердительных частиц при глаголе и их написании;

иметь представление о прямом и переносном значении имен прилагательных;

иметь представление об именах числительных как группе слов, обозначающих количество, отвечающих на вопрос "сколько?", "который?", а также о количественных и порядковых разрядах числительных, об основах количественных числительных;

иметь представление о наречиях как группе слов, обозначающих признаки действия, отвечающих на вопросы "где?", "куда?", "когда?", "во сколько?", "как?", а также о разрядах наречий (места, времени, образа действия, меры) и знать об их роли в речи;

выделять грамматическую основу предложений, иметь представление об алгоритмах разбора предложения;

иметь представления об однородных членах предложения;

иметь представления о роли союзов и знаков препинаний при однородных членах предложения;

иметь представления о связи смысла текста с его названием;

иметь представления о стилях речи - художественном, разговорном, деловом, стиле учебной литературы;

писать изложение, эссе.