53.6. Содержание обучения в 1 классе

53.6. Содержание обучения в 1 классе.

53.6.1. Начальным этапом изучения родного (лезгинского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (лезгинский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (лезгинском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучения грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять 23 учебные недели, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе составляет 10 недель.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

53.6.1.2. Развитие речи.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Разгадывание загадок, заучивание стихотворений, использование в речи пословиц и поговорок.

53.6.1.3. Слово и предложение.

Наблюдение за лексическим значением слова. Роль слова в общении, его функция. Правильное употребление в речи слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.

Различение слова и предложения. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Оформление предложений при письме. Чтение предложений с различной интонацией. Отработка навыков интонирования. Определение количества предложений в тексте.

53.6.1.4. Фонетика.

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности и количества звуков в слове. Характеристика звуков речи с использованием схемы.

Различение гласных и согласных звуков. Специфические звуки лезгинского языка [гъ], [гь], [къ], [кь], [кI], [пI], [тI], [уь], [хъ], [хь], [цI], [чI].

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.

Количество слогов в слове. Чтение слов по слогам.

Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

53.6.1.5. Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков буквами. Буквы е, ё, ю, я, их двойная роль (в зависимости от места в слове). Буква ъ как согласный звук и буква. Буква ь и ее функции.

Знакомство с алфавитом лезгинского языка как последовательностью букв. Значение алфавита.

53.6.1.6. Чтение.

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

53.6.1.7. Письмо.

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради, на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

53.6.1.8. Орфография.

Знакомство с правилами правописания и их применение:

обозначение лабиализованных звуков при письме;

раздельное написание слов;

прописная (Прописная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам.

53.6.2. Систематический курс.

53.6.2.1. Слово, предложение, текст.

Наша речь. Слово - единица речи. Роль слова в речи. Номинативная функция слов. Связь слов по смыслу. Предложение и текст как единицы речи.

53.6.2.2. Звуки и буквы.

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Лезгинские специфические звуки и буквы. Лабиализованные звуки и их обозначение при письме.

Слог. Перенос слов.

53.6.2.3. Слово.

Слова, отвечающие на вопрос "вуж?" ("кто?") "вуч?" ("что?").

Слова, отвечающие на вопрос "гьихьтин?" ("какой?"), "гьи?" ("какой?"), ("который?").

Слова, отвечающие на вопрос "вуч авуна?" ("что делал?"), "вуч хьана?" ("что случилось?"), "вуч жеда?" ("что будет делать?"), "вуч ийизва?" ("что делает?").