149.5. Пояснительная записка
149.5.1. Программа по литературному чтению на родном (чеченском) языке разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
149.5.2. Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных ФГОС НОО к предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке".
149.5.3. Литературное чтение на родном (чеченском) языке - один из основных предметов гуманитарного образования, определяющий уровень интеллектуального и нравственно-эстетического развития личности. Литературное образование способствует воспитанию компетентного читателя, осознающего значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего личностного развития, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
149.5.4. Основная идея учебного предмета "Литературное чтение на родном (чеченском) языке" состоит в том, что чеченская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, чеченская литература устанавливает преемственную связь прошлого, настоящего и будущего чеченской национально-культурной традиции в сознании обучающихся.
149.5.5. В содержании программы по литературному чтению на родном (чеченском) языке выделяются следующие содержательные линии: чеченская литература по тематическим блокам, устное народное творчество.
В программе представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику чеченской литературы, взаимосвязь чеченского языка и чеченской литературы с историей Чеченской Республики и России в целом, с материальной и духовной культурой чеченского народа. Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора обучающихся начального общего образования, представлены произведения фольклора и чеченской классики, современной чеченской литературы, входящие в круг актуального чтения, которые позволяют обеспечить знакомство с ключевыми для национального сознания и чеченской культуры понятиями в контексте общечеловеческих ценностей. Предложенные обучающимся для чтения и изучения произведения чеченской литературы отражают разные стороны духовной культуры чеченского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, семейные ценности, патриотизм, уважение к старшим, человечность и другие).
149.5.6. Изучение литературного чтения на родном (чеченском) языке направлено на достижение следующих целей:
воспитание ценностного отношения к чеченской литературе и чеченскому языку как существенной части родной культуры;
включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение чеченской культуры.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю страны в единстве народов России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту чеченского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у обучающегося интереса к чеченской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального чеченского сознания и отраженных в родной литературе;
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях чеченского языка на основе изучения произведений чеченской литературы;
формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
149.5.7. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (чеченском) языке, - 270 часов: в 1 классе - 66 часов (2 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
Образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, отведенного на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения литературного чтения на родном языке.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей