46.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному (коми) языку на уровне начального общего образования

46.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному (коми) языку на уровне начального общего образования.

46.10.1. В результате изучения государственного (коми) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей малой Родине - Республике Коми, в том числе через изучение коми языка, отражающего историю и культуру республики;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли коми языка как государственного языка Республики Коми;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отраженных в художественных произведениях;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного жизненного и читательского опыта;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;

осознание важности коми языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению государственного (коми) языка, активность и самостоятельность в его познании.

46.10.2. В результате изучения государственного (коми) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

46.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;

объединять объекты (языковые единицы) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц;

классифицировать языковые единицы;

находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц, выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

46.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

46.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

запоминать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

46.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

46.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

46.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

находить ошибки, допущенные при работе с языковым материалом, находить орфографические и пунктуационные ошибки;

сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям.

46.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

46.10.3. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

произносить и различать на слух все звуки коми языка, соблюдать нормы произношения звуков;

соблюдать правильное ударение в словах и фразах;

понимать на слух речь учителя и других обучающихся при непосредственном общении и вербально или невербально реагировать на услышанное;

понимать просьбы и указания, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке;

воспринимать на слух содержание аутентичных небольших текстов (длительностью звучания не более 30 секунд), построенных на знакомом языковом материале, с использованием зрительной наглядности;

распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише), соблюдая лексические нормы;

уместно использовать коммуникативные приемы диалога (начало и завершение диалога и другие);

вести элементарный диалог этикетного характера из 2 реплик;

описывать предмет (не менее 3-х фраз);

составлять текст с помощью опорных слов, по вопросам;

воспроизводить наизусть небольшие стихотворения, скороговорки;

читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию (10 - 20 слов в тексте);

соблюдать интонацию при чтении;

восстанавливать слово, предложение в соответствии с решаемой учебной задачей;

распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, предложения в утвердительной и отрицательной форме;

соблюдать особенности интонации основных типов предложений;

пользоваться коми алфавитом, иметь представление о последовательности букв в нем;

употреблять заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;

различать существительные единственного и множественного числа и правильно употреблять их в речи;

употреблять в речи имена существительные с послелогами;

употреблять в речи имена прилагательные, обозначающие цвет, качество и размер;

оперировать в речи личными местоимениями (ме, тэ), притяжательными местоимениями (менам, тэнад), указательным местоимением (00000967.wmz);

употреблять в речи количественные числительные от 1 до 10;

употреблять в речи глаголы первого и третьего лица, единственного числа, настоящего времени;

составлять вопросительные предложения с вопросительными словами кодi, мый, 00000968.wmz, мый 00000969.wmz;

употреблять в речи звукоподражательные глаголы;

употреблять в речи имена существительные с суффиксами 00000970.wmz, 00000971.wmz, -ын.

46.10.4. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

понимать на слух речь учителя и других обучающихся при непосредственном общении и вербально или невербально реагировать на услышанное;

понимать просьбы и указания, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке;

воспринимать на слух содержание аутентичных небольших текстов (длительностью звучания не более 40 секунд), построенных на знакомом языковом материале, с использованием зрительной наглядности;

соблюдать основные лексические нормы коми литературного языка: выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные в пределах тематики 1 - 2 классов лексические единицы, не менее 230 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), включая 100 лексических единиц, освоенных в первый год обучения;

пользоваться учебными словарями для определения лексического значения слова;

использовать коммуникативные приемы устного общения: запрос, обмен информацией, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на коми языке в соответствии с ситуацией общения;

уместно использовать коммуникативные приемы диалога (начало и завершение диалога и другие);

вести элементарный диалог: диалог этикетного характера, диалог-расспрос из 3 - 4 реплик;

описывать предмет (не менее 4-х фраз);

строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление;

создавать тексты-повествования о семье, своей квартире (своем доме), о своих друзьях и другом;

составлять текст с помощью опорных слов, по вопросам;

писать поздравительную открытку (с использованием образца);

воспроизводить наизусть стихотворения, скороговорки;

читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию (20 - 30 слов в тексте);

отвечать на вопросы по содержанию текста;

восстанавливать слово, предложение в соответствии с решаемой учебной задачей;

распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, предложения в утвердительной и отрицательной форме;

понимать значения коми пословиц, связанных с изученными темами;

распознавать в речи антонимы;

обозначать мягкость и твердость согласных при письме;

использовать в речи распространенные предложения: с дополнениями, отвечающими на вопросы косвенных падежей; с обстоятельствами, с определениями, выраженными прилагательными;

употреблять в речи имена прилагательные, обозначающие качество;

употреблять в речи количественные числительные от 11 до 20, порядковые числительные от 1 до 10;

оперировать в речи личным местоимением 00000972.wmz;

употреблять в речи глаголы второго лица, единственного числа, настоящего времени;

употреблять в речи наречие времени;

употреблять в речи и писать имена существительные с пространственными послелогами (вылын, дорын, улын);

образовывать с помощью суффикса -пи существительные со значением детенышей животных и использовать их в речи;

употреблять в речи сложные имена существительные (катшасин, бать-мам).

46.10.5. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

понимать на слух речь учителя и других обучающихся при непосредственном общении и вербально или невербально реагировать на услышанное;

понимать просьбы и указания, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке;

воспринимать на слух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты (длительностью звучания не более 50 секунд), построенные на изученном языковом материале в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера со зрительной опорой и с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки;

соблюдать основные лексические нормы коми литературного языка: выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные лексические единицы, не менее 360 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), включая 230 лексических единиц, освоенных в предыдущие годы обучения;

пользоваться учебными словарями для определения лексического значения слова;

использовать коммуникативные приемы устного общения: запрос, обмен информацией, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на коми языке в соответствии с ситуацией общения;

воспроизводить наизусть стихотворения, скороговорки;

вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос на основе вербальных и (или) зрительных опор с соблюдением норм речевого этикета (из 4 - 5 реплик);

создавать устные связные монологические высказывания (описание, повествование или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем высказывания не менее 5 фраз) о семье, своей квартире (своем доме), о своих друзьях, о сборе грибов и ягод, любимой книге, подготовке семьи к праздникам, о временах года, о любимых цветах, животных;

строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа;

писать поздравительную открытку (с использованием образца);

писать письмо по заданной теме;

читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию (30 - 40 слов в тексте);

отвечать на вопросы по содержанию текста;

передавать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами в объеме не менее 5 фраз;

прогнозировать содержание текста по заглавию и на иллюстрацию;

восстанавливать слово, предложение в соответствии с решаемой учебной задачей;

понимать значения коми пословиц, связанных с изученными темами;

распознавать в речи антонимы;

распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, утвердительные и отрицательные предложения;

воспроизводить основные коммуникативные типы распространенных предложений: с дополнениями, отвечающими на вопросы косвенных падежей, с определениями, выраженными прилагательными, с обстоятельствами;

запрашивать информацию с использованием вопросительных предложений с вопросительными словами и без вопросительных слов;

оперировать в речи: личными местоимениями, некоторыми наречиями времени, словами, обозначающими названия магазинов (сёян-юан лавка, нянь лавка), словами, обозначающими группу продуктов (чериа, яя, 00000973.wmz сёян), сочетаниями слов (00000974.wmz районса, 00000975.wmz 00000976.wmz);

употреблять в речи:

модальное слово 00000977.wmz;

существительные с суффиксом -ысь, -лы;

послелог кодь для выражения сравнения;

послелоги сайын, 00000978.wmz для выражения пространственных отношений;

имена прилагательные, обозначающие вкус предмета и качество предмета;

имена прилагательные, образованные от имен существительных с помощью суффикса -ся, -а;

порядковые числительные от 10 до 20 с суффиксом 00000979.wmz и количественные числительные от 1 до 100;

глаголы единственного числа настоящего времени;

глаголы в утвердительной и отрицательной форме;

глаголы настоящего времени в форме множественного числа 1 и 3 лица;

существительные с суффиксом -iн или ин;

писать прописные буквы в именах собственных (географические названия: Абъячой, Сыктыв);

правильно писать изученные слова;

правильно расставлять знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятые при перечислении);

владеть основными правилами чтения и орфографии при использовании разделительного ь и ъ;

различать сложные существительные и правильно их писать;

различать имена существительные собственные и нарицательные.

46.10.6. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

различать на слух и правильно произносить слова и фразы или предложения с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей;

воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся, вербально или невербально реагировать на услышанное;

воспринимать на слух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты (длительностью звучания не более 1 минуты), построенные на изученном языковом материале в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера со зрительной опорой и с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные в пределах тематики на уровне начального общего образования лексические единицы, не менее 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), включая 360 лексических единиц, освоенных в предшествующие годы обучения;

воспроизводить наизусть стихи, песни, поговорки, пословицы, загадки;

вести диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос на основе вербальных и (или) зрительных опор с соблюдением норм речевого этикета (6 реплик);

создавать устные связные монологические высказывания (описание, повествование или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем высказывания не менее 6 фраз): об отдыхе во время летних каникул, о своей школе, об отдыхе со своей семьей, о временах года, о редких и лекарственных растениях, о лесных (в том числе редких) животных, о насекомых, о природе тундры, о коми блюдах, о куклах и любимых игрушках, о подготовке к Новому году, о Рождестве, о традициях отмечать Рождество и Новый год в своей семье;

строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника;

писать с использованием образца поздравление, короткое личное письмо;

составлять письменный текст (по ключевым словам, по вопросам, по плану);

читать новые слова согласно основным правилам чтения;

читать вслух учебные тексты объемом 40 - 50 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание прочитанного;

читать про себя тексты, содержащие отдельные незнакомые слова в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, со зрительной опорой и без опоры, с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (объем текста или текстов для чтения - 40 - 50 слов);

передавать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами в объеме не менее 5 - 6 фраз;

прогнозировать содержание текста на основе заголовка;

анализировать главную мысль, заголовок или тему;

восстанавливать логический порядок рассказа;

восстанавливать слово, предложение в соответствии с решаемой учебной задачей;

понимать значения коми пословиц, связанных с изученными темами;

распознавать в речи антонимы и синонимы;

распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, утвердительные и отрицательные предложения;

воспроизводить основные коммуникативные типы распространенных предложений: с дополнениями, отвечающими на вопросы косвенных падежей, с определениями, выраженными прилагательными, с обстоятельствами;

запрашивать информацию с использованием вопросительных предложений с вопросительными словами и без вопросительных слов;

правильно писать изученные слова;

правильно расставлять знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятые при перечислении);

употреблять в речи:

сложные существительные;

существительные, обозначающие место с суффиксом -iн; существительные с суффиксом -ысь (со значениями из чего сделано и в какую игру играть), с суффиксом 00000980.wmz;

местоимения 3 лица;

имена прилагательные, обозначающие размер, характер, внешность; имена прилагательные, характеризующие предметы одежды;

имена прилагательные, образованные от существительных при помощи суффиксов -а, -я, -ся;

наречия времени, наречие места, указательное наречие, наречие меры и степени, образа действия;

количественные числительное от 100 до 1000, порядковые числительные от 20 до 30;

существительные, образованные от прилагательных при помощи суффикса -та;

послелог серти, послелоги для выражения пространственных отношений 00000981.wmz, водзын, костын, весьтын, 00000982.wmz, 00000983.wmz;

составной союз сы 00000984.wmz мый;

предложения с однородными членами;

слова, выражающие состояние;

предложения с вводной конструкцией (ме чайта);

оперировать в речи:

устойчивым выражением (00000985.wmz быри);

отглагольными прилагательными (00000986.wmz, 00000987.wmz, 00000988.wmz);

прилагательными в превосходной степени (медыджыд);

глаголами, различать их по временам, лицам, числам;

частичными омонимами (сёй - ешь, сёй - глина);

сравнивать понятия по признакам (лым кодь еджыд);

оперировать языковыми средствами, с помощью которых возможно представить свою республику и традиции коми народа;

использовать в процессе общения социокультурные знания о Республике Коми.