46.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному (коми) языку на уровне начального общего образования
46.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному (коми) языку на уровне начального общего образования.
46.10.1. В результате изучения государственного (коми) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей малой Родине - Республике Коми, в том числе через изучение коми языка, отражающего историю и культуру республики;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли коми языка как государственного языка Республики Коми;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отраженных в художественных произведениях;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
осознание важности коми языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению государственного (коми) языка, активность и самостоятельность в его познании.
46.10.2. В результате изучения государственного (коми) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
46.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц;
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц, выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
46.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
46.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
запоминать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
46.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
46.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
46.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибки, допущенные при работе с языковым материалом, находить орфографические и пунктуационные ошибки;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям.
46.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
46.10.3. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
произносить и различать на слух все звуки коми языка, соблюдать нормы произношения звуков;
соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
понимать на слух речь учителя и других обучающихся при непосредственном общении и вербально или невербально реагировать на услышанное;
понимать просьбы и указания, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке;
воспринимать на слух содержание аутентичных небольших текстов (длительностью звучания не более 30 секунд), построенных на знакомом языковом материале, с использованием зрительной наглядности;
распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише), соблюдая лексические нормы;
уместно использовать коммуникативные приемы диалога (начало и завершение диалога и другие);
вести элементарный диалог этикетного характера из 2 реплик;
описывать предмет (не менее 3-х фраз);
составлять текст с помощью опорных слов, по вопросам;
воспроизводить наизусть небольшие стихотворения, скороговорки;
читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию (10 - 20 слов в тексте);
соблюдать интонацию при чтении;
восстанавливать слово, предложение в соответствии с решаемой учебной задачей;
распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, предложения в утвердительной и отрицательной форме;
соблюдать особенности интонации основных типов предложений;
пользоваться коми алфавитом, иметь представление о последовательности букв в нем;
употреблять заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
различать существительные единственного и множественного числа и правильно употреблять их в речи;
употреблять в речи имена существительные с послелогами;
употреблять в речи имена прилагательные, обозначающие цвет, качество и размер;
оперировать в речи личными местоимениями (ме, тэ), притяжательными местоимениями (менам, тэнад), указательным местоимением ();
употреблять в речи количественные числительные от 1 до 10;
употреблять в речи глаголы первого и третьего лица, единственного числа, настоящего времени;
составлять вопросительные предложения с вопросительными словами кодi, мый, , мый ;
употреблять в речи звукоподражательные глаголы;
употреблять в речи имена существительные с суффиксами , , -ын.
46.10.4. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
понимать на слух речь учителя и других обучающихся при непосредственном общении и вербально или невербально реагировать на услышанное;
понимать просьбы и указания, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке;
воспринимать на слух содержание аутентичных небольших текстов (длительностью звучания не более 40 секунд), построенных на знакомом языковом материале, с использованием зрительной наглядности;
соблюдать основные лексические нормы коми литературного языка: выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные в пределах тематики 1 - 2 классов лексические единицы, не менее 230 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), включая 100 лексических единиц, освоенных в первый год обучения;
пользоваться учебными словарями для определения лексического значения слова;
использовать коммуникативные приемы устного общения: запрос, обмен информацией, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на коми языке в соответствии с ситуацией общения;
уместно использовать коммуникативные приемы диалога (начало и завершение диалога и другие);
вести элементарный диалог: диалог этикетного характера, диалог-расспрос из 3 - 4 реплик;
описывать предмет (не менее 4-х фраз);
строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление;
создавать тексты-повествования о семье, своей квартире (своем доме), о своих друзьях и другом;
составлять текст с помощью опорных слов, по вопросам;
писать поздравительную открытку (с использованием образца);
воспроизводить наизусть стихотворения, скороговорки;
читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию (20 - 30 слов в тексте);
отвечать на вопросы по содержанию текста;
восстанавливать слово, предложение в соответствии с решаемой учебной задачей;
распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, предложения в утвердительной и отрицательной форме;
понимать значения коми пословиц, связанных с изученными темами;
обозначать мягкость и твердость согласных при письме;
использовать в речи распространенные предложения: с дополнениями, отвечающими на вопросы косвенных падежей; с обстоятельствами, с определениями, выраженными прилагательными;
употреблять в речи имена прилагательные, обозначающие качество;
употреблять в речи количественные числительные от 11 до 20, порядковые числительные от 1 до 10;
оперировать в речи личным местоимением ;
употреблять в речи глаголы второго лица, единственного числа, настоящего времени;
употреблять в речи наречие времени;
употреблять в речи и писать имена существительные с пространственными послелогами (вылын, дорын, улын);
образовывать с помощью суффикса -пи существительные со значением детенышей животных и использовать их в речи;
употреблять в речи сложные имена существительные (катшасин, бать-мам).
46.10.5. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
понимать на слух речь учителя и других обучающихся при непосредственном общении и вербально или невербально реагировать на услышанное;
понимать просьбы и указания, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке;
воспринимать на слух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты (длительностью звучания не более 50 секунд), построенные на изученном языковом материале в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера со зрительной опорой и с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки;
соблюдать основные лексические нормы коми литературного языка: выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные лексические единицы, не менее 360 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), включая 230 лексических единиц, освоенных в предыдущие годы обучения;
пользоваться учебными словарями для определения лексического значения слова;
использовать коммуникативные приемы устного общения: запрос, обмен информацией, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на коми языке в соответствии с ситуацией общения;
воспроизводить наизусть стихотворения, скороговорки;
вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос на основе вербальных и (или) зрительных опор с соблюдением норм речевого этикета (из 4 - 5 реплик);
создавать устные связные монологические высказывания (описание, повествование или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем высказывания не менее 5 фраз) о семье, своей квартире (своем доме), о своих друзьях, о сборе грибов и ягод, любимой книге, подготовке семьи к праздникам, о временах года, о любимых цветах, животных;
строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа;
писать поздравительную открытку (с использованием образца);
писать письмо по заданной теме;
читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию (30 - 40 слов в тексте);
отвечать на вопросы по содержанию текста;
передавать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами в объеме не менее 5 фраз;
прогнозировать содержание текста по заглавию и на иллюстрацию;
восстанавливать слово, предложение в соответствии с решаемой учебной задачей;
понимать значения коми пословиц, связанных с изученными темами;
распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, утвердительные и отрицательные предложения;
воспроизводить основные коммуникативные типы распространенных предложений: с дополнениями, отвечающими на вопросы косвенных падежей, с определениями, выраженными прилагательными, с обстоятельствами;
запрашивать информацию с использованием вопросительных предложений с вопросительными словами и без вопросительных слов;
оперировать в речи: личными местоимениями, некоторыми наречиями времени, словами, обозначающими названия магазинов (сёян-юан лавка, нянь лавка), словами, обозначающими группу продуктов (чериа, яя, сёян), сочетаниями слов ( районса, );
существительные с суффиксом -ысь, -лы;
послелог кодь для выражения сравнения;
послелоги сайын, для выражения пространственных отношений;
имена прилагательные, обозначающие вкус предмета и качество предмета;
имена прилагательные, образованные от имен существительных с помощью суффикса -ся, -а;
порядковые числительные от 10 до 20 с суффиксом и количественные числительные от 1 до 100;
глаголы единственного числа настоящего времени;
глаголы в утвердительной и отрицательной форме;
глаголы настоящего времени в форме множественного числа 1 и 3 лица;
существительные с суффиксом -iн или ин;
писать прописные буквы в именах собственных (географические названия: Абъячой, Сыктыв);
правильно писать изученные слова;
правильно расставлять знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятые при перечислении);
владеть основными правилами чтения и орфографии при использовании разделительного ь и ъ;
различать сложные существительные и правильно их писать;
различать имена существительные собственные и нарицательные.
46.10.6. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
различать на слух и правильно произносить слова и фразы или предложения с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей;
воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся, вербально или невербально реагировать на услышанное;
воспринимать на слух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты (длительностью звучания не более 1 минуты), построенные на изученном языковом материале в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера со зрительной опорой и с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные в пределах тематики на уровне начального общего образования лексические единицы, не менее 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), включая 360 лексических единиц, освоенных в предшествующие годы обучения;
воспроизводить наизусть стихи, песни, поговорки, пословицы, загадки;
вести диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос на основе вербальных и (или) зрительных опор с соблюдением норм речевого этикета (6 реплик);
создавать устные связные монологические высказывания (описание, повествование или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем высказывания не менее 6 фраз): об отдыхе во время летних каникул, о своей школе, об отдыхе со своей семьей, о временах года, о редких и лекарственных растениях, о лесных (в том числе редких) животных, о насекомых, о природе тундры, о коми блюдах, о куклах и любимых игрушках, о подготовке к Новому году, о Рождестве, о традициях отмечать Рождество и Новый год в своей семье;
строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника;
писать с использованием образца поздравление, короткое личное письмо;
составлять письменный текст (по ключевым словам, по вопросам, по плану);
читать новые слова согласно основным правилам чтения;
читать вслух учебные тексты объемом 40 - 50 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание прочитанного;
читать про себя тексты, содержащие отдельные незнакомые слова в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, со зрительной опорой и без опоры, с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (объем текста или текстов для чтения - 40 - 50 слов);
передавать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами в объеме не менее 5 - 6 фраз;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка;
анализировать главную мысль, заголовок или тему;
восстанавливать логический порядок рассказа;
восстанавливать слово, предложение в соответствии с решаемой учебной задачей;
понимать значения коми пословиц, связанных с изученными темами;
распознавать в речи антонимы и синонимы;
распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, утвердительные и отрицательные предложения;
воспроизводить основные коммуникативные типы распространенных предложений: с дополнениями, отвечающими на вопросы косвенных падежей, с определениями, выраженными прилагательными, с обстоятельствами;
запрашивать информацию с использованием вопросительных предложений с вопросительными словами и без вопросительных слов;
правильно писать изученные слова;
правильно расставлять знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятые при перечислении);
существительные, обозначающие место с суффиксом -iн; существительные с суффиксом -ысь (со значениями из чего сделано и в какую игру играть), с суффиксом ;
имена прилагательные, обозначающие размер, характер, внешность; имена прилагательные, характеризующие предметы одежды;
имена прилагательные, образованные от существительных при помощи суффиксов -а, -я, -ся;
наречия времени, наречие места, указательное наречие, наречие меры и степени, образа действия;
количественные числительное от 100 до 1000, порядковые числительные от 20 до 30;
существительные, образованные от прилагательных при помощи суффикса -та;
послелог серти, послелоги для выражения пространственных отношений , водзын, костын, весьтын, , ;
предложения с однородными членами;
предложения с вводной конструкцией (ме чайта);
устойчивым выражением ( быри);
отглагольными прилагательными (, , );
прилагательными в превосходной степени (медыджыд);
глаголами, различать их по временам, лицам, числам;
частичными омонимами (сёй - ешь, сёй - глина);
сравнивать понятия по признакам (лым кодь еджыд);
оперировать языковыми средствами, с помощью которых возможно представить свою республику и традиции коми народа;
использовать в процессе общения социокультурные знания о Республике Коми.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей