80.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (хакасскому) языку на уровне начального общего образования
80.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (хакасскому) языку на уровне начального общего образования.
80.10.1. В результате изучения родного (хакасского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (хакасского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (хакасского) языка в Российской Федерации и в Республике Хакасия;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (хакасского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (хакасского) языка).
80.10.2. В результате изучения родного (хакасского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
80.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (хакасского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
80.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
80.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
80.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
80.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
80.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
80.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
80.10.3. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
понимать на слух речь учителя и других обучающихся при непосредственном общении, вербально (строить диалог или монолог) и невербально (при помощи жестов и действий) реагировать на услышанное;
воспринимать на слух аудиотекст и понимать основное содержание небольших сообщений, построенных на изученном языковом материале;
вести элементарный этикетный диалог (приветствовать, знакомиться со сверстниками, взрослыми), вести диалог-расспрос (задавать простые вопросы: "кем?", "кемдbр?" ("кто?"), "ниме?", "нимедbр?" ("что?");
различать понятия звук и буква, соотносить звуковой образ хакасского слова с его графическим оформлением, различать на слух и правильно произносить все звуки хакасского языка, соблюдая орфоэпические нормы;
характеризовать звуки хакасского языка (согласные твердые и мягкие, согласные сонорные и шумные), находить в тексте слова с заданным звуком;
находить заимствованные из русского языка согласные звуки, устанавливать количество и последовательность звуков в слове;
читать вслух изученные слова, словосочетания, предложения, небольшие учебные тексты, построенные на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;
владеть правилами позиционного чтения (разное произношение одной и той же буквы в разных буквосочетаниях);
воспроизводить графически и каллиграфически корректно буквы J , Е е, I b, U , , .
списывать слова, предложения, в том числе используя прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
вставлять в изученные слова пропущенные буквы, составлять из данных букв слово, составлять из данных слов предложение, восстанавливать слова, предложения;
обозначать при письме полузвонкие согласные звуки;
употреблять знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать грамматические формы одного и того же слова;
узнавать в письменном и устном текстах изученные слова и словосочетания, воспроизводить и употреблять их в речи;
определять значение слова по контексту или с помощью словаря в учебном пособии;
пользоваться хакасским алфавитом в работе со словарем учебного пособия;
различать имена существительные, отвечающие на вопросы "кем?", "кемдbр?" ("кто?"), "ниме?", "нимедbр?" ("что?"), глаголы, отвечающие на вопросы "ниме итче?" ("что делает?"), "ниме итчелер?" ("что делают?"), "ниме итчем?" ("что делаю?"), "ниме итчебbс?" ("что делаем?"), "ниме ?" ("что делаешь?"), "ниме итчезер?" ("что делаете?"), имена прилагательные, отвечающие на вопросы ("какой?", "какая?", "какое?", "какие?"), " ?" ("какого цвета?"), имена числительные, отвечающие на вопросы "?" ("сколько?"), "?" ("который?");
различать полные и краткие формы количественных числительных ("bкb" ("два"), "bкb адай" ("две собаки"), личные местоимения "мин" ("я"), "син" ("ты"), "ол" ("он", "она", "оно"), "пbс" ("мы"), "сbрер" ("вы"), "олар" ("они"), личные местоимения "мин", "син" в форме притяжательного падежа ("" ("мой", "моя", "мое"), "" ("твой", "твоя", "твое"), указательное местоимение "пу" ("этот", "эта", "это"), наречия, отвечающие на вопрос "" ("когда?"), падежные формы имен существительных, употребляющиеся в роли послелогов, "алтында" ("под"), "аразында" ("между"), "естенде" ("на"), "алнында" ("перед", "у");
различать слово, словосочетание, предложение, определять границы предложений.
80.10.4. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
понимать на слух речь учителя и других обучающихся при непосредственном общении, вербально и невербально реагировать на услышанное;
воспринимать на слух аудиотекст и понимать основное содержание небольших сообщений, построенных на изученном языковом материале;
вести элементарный этикетный диалог, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог-побуждение к действию, соблюдая нормы речевого этикета;
составлять монологические высказывания на темы, предусмотренные программой (рассказывать о себе, семье, друзьях), описывать животное, предмет;
различать и характеризовать гласные и согласные звуки, находить в тексте слова с заданным звуком, устанавливать количество и последовательность звуков в слове, сравнивать звуки хакасского и русского языков;
делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, соблюдать правильное ударение в изолированном слове;
называть последовательность букв в алфавите, пользоваться хакасским алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил произношения и интонирования;
читать про себя и понимать содержание небольших текстов, построенных на знакомом языковом материале, содержащих небольшое количество новых слов, читать про себя и находить в тексте нужную информацию;
владеть техникой письма, списывать слова, предложения, тексты, выписывать из текста слова, словосочетания, предложения, делать подписи к картинкам с пояснением, что на них изображено;
воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы хакасского алфавита;
применять основные правила чтения, читать и писать изученные слова хакасского языка;
применять правила правописания (в объеме содержания курса), определять написание слов по словарю учебника или орфографическому словарю;
применять изученные правила пунктуации, находить и исправлять пунктуационные ошибки в собственном и предложенном текстах;
выделять в словах корень и аффиксы, сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое слово от какого слова образовано, находить и использовать нужный словообразовательный аффикс;
различать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, правильно интонировать повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные и невосклицательные предложения;
использовать в речи этикетные клише;
классифицировать слова по тематическому принципу, находить синонимы и антонимы, оперировать в процессе общения активной лексикой, использовать двуязычные словари для определения значений слов;
распознавать в тексте и употреблять в речевой практике изученные части речи: существительные в единственном и множественном числе, определять образование имен существительных при помощи аффиксов (-чы, -чi, , ), образование имен прилагательных при помощи аффиксов (, -лiг, , -нiг, , -тiг) и образование глагола при помощи аффиксов (-ла, -ле, -на, -не, -та, -те);
падежные формы существительных, глаголы изъявительного наклонения в настоящем, прошедшем и будущем времени, личные, указательные, вопросительные местоимения, прилагательные в сравнительной и превосходной степени, количественные и порядковые числительные до 100, наиболее употребительные наречия времени и степени;
характеризовать особенности сочетания имен прилагательных с именами существительными в хакасском языке;
использовать в речи падежные формы имен существительных, употребляющиеся в роли послелогов: "алтында" ("под"), "аразында" ("между"), "естенде" ("на");
употреблять в речи предложения, различные по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные);
находить главные члены предложения по вопросам.
80.10.5. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
воспринимать на слух аудиотекст и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных на изученном языковом материале;
определять последовательность событий в услышанном и (или) прочитанном тексте, выделять главную и второстепенную информацию, определять цель речевого высказывания;
вести элементарный этикетный диалог, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог-побуждение к действию (обращение к собеседнику с просьбой, приглашение собеседника к совместной деятельности), соблюдая нормы речевого этикета, оперировать в процессе общения активной лексикой;
составлять монологические высказывания на темы, предусмотренные программой (рассказывать о своей школе, семье, любимой еде, хобби), описывать человека, животное, предмет, картинку;
читать наизусть небольшие произведения детского фольклора и литературные произведения, а также другие небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил произношения и интонирования;
читать про себя и понимать содержание небольших текстов, построенных на знакомом языковом материале, содержащих некоторые новые слова, находить в них нужную информацию, отвечать на вопросы по содержанию;
делить текст на смысловые части, устанавливать последовательность событий в тексте, пересказывать содержание прочитанного текста с использованием ключевых слова, вопросов, плана и (или) иллюстраций, прогнозировать содержание текста для чтения на основе заголовка;
списывать слова, предложения из текстов в соответствии с решаемой учебной задачей, списывать текст, вставлять в предложения пропущенные слова;
составлять текст из разрозненных предложений, озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли, составлять план к заданным текстам с помощью учителя, составлять с использованием образца короткие поздравления к праздникам;
применять изученные правила орфографии и пунктуации (в объеме содержания курса), определять написание слов по словарю учебного пособия или орфографическому словарю, находить и исправлять пунктуационные ошибки в собственном и предложенном текстах;
выделять в словах корень и аффиксы, сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять изученные принципы хакасского словообразования, находить словообразовательные аффиксы;
правильно употреблять в речи слова с учетом их лексической сочетаемости, классифицировать слова по тематическому принципу, подбирать синонимы и антонимы к заданным словам;
распознавать в тексте и употреблять изученные части речи: падежные формы имен существительных в единственном и множественном числе, формы принадлежности имен существительных, глаголы изъявительного наклонения в настоящем, прошедшем и будущем времени, глаголы повелительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах;
образовывать количественные и порядковые числительные до 1000;
употреблять в речи прилагательные в сравнительной и превосходной степени, наиболее употребительные наречия времени и степени, союзы "", " ечен" ("поэтому", "потому что"), частицы, междометия;
находить главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) по вопросам, определять их место в простом предложении;
находить в тексте предложения с однородными членами.
80.10.6. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
составлять монологические высказывания на темы, предусмотренные программой (рассказывать о своих увлечениях, семье, малой родине, достопримечательностях республики, страны), составлять описательные тексты, использовать средства выразительности речи;
презентовать результаты выполненного небольшого проектного задания;
читать вслух и про себя небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил произношения и интонирования;
находить в тексте нужную информацию, отвечать на вопросы по содержанию текста, делить текст на смысловые части, устанавливать последовательность событий в тексте, кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста;
составлять план к заданным текстам с помощью учителя, выписывать из текста слова, словосочетания, предложения, озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли;
писать с использованием образца короткие сообщения;
применять правила орфографии и пунктуации (в объеме содержания курса), определять написание неизученных слов по словарю учебного пособия или орфографическому словарю;
выделять морфемы в словах, объяснять способы образования слов;
находить в тексте слова с заданным звуком, устанавливать количество и последовательность звуков в слове, различать на слух ударные и безударные гласные, сравнивать звуки хакасского и русского языков;
делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, правильно переносить слова;
распознавать в устной и письменной речи заимствованные слова из русского и иных языков с помощью языковой догадки;
использовать словари для определения значений слов;
распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные в единственном и множественном числе в разных падежных формах и в категории принадлежности, глаголы изъявительного и повелительного наклонений, инфинитивы, причастия и деепричастия, местоимения: личные, указательные, вопросительные, отрицательные, прилагательные в роли сказуемого в сравнительной и превосходной степени, количественные (до 1000) и порядковые числительные, полные и краткие формы количественных числительных, наиболее употребительные наречия времени, степени, образа действия, меры и причины, послелоги, союзы, междометия;
объяснять особенности использования форм глаголов, употребляющихся в речи для обозначения действий в будущем и прошедшем времени;
различать главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения по вопросу.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей