88(1).9. Содержание обучения в 4 классе

88(1).9. Содержание обучения в 4 классе.

88(1).9.1. В 4 классе основное внимание должно быть уделено изучению частям речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола (общее понятие).

Важной является тема "Изменение существительного по падежам". При изучении склонения существительных учитель должен четко отличать падежную систему родного чукотского языка от падежной системы русского языка.

Учитывая, что не каждое существительное склоняется по всем падежам, существительные в совместном и определительном падежах употребляются редко. Программа по чукотскому языку предлагает для изучения в 3 классе лишь 5 из 9 падежей, наиболее употребительных в языке.

88(1).9.2. Морфемика.

Приставка. Разбор слова по составу.

88(1).9.3. Морфология.

Падежи. Именительный падеж. Творительный падеж. Имя существительное в творительном падеже в роли подлежащего. Назначительный падеж. Местный падеж. Отправительный падеж. Дательный падеж. Направительный падеж.

Местоимение. Склонение личных местоимений.

Имя прилагательное. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные.

Глагол. Спряжение глагола. Время глагола. Спряжение глагола в настоящем времени. Спряжение глагола. Изменение глагола в будущем времени

88(1).9.4. Виды речевой деятельности.

Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке, небольших простых сообщений, основного содержания несложных сказок и рассказов (с использованием иллюстрации).

Говорение. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора:

диалогэтикетного характера - уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться;

диалог-расспрос - уметь задавать вопросы;

диалог - побуждение к действию - уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения.

Соблюдение элементарных норм речевого этикета.

Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку.

Чтение. Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов, содержащих только изученный материал, а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя; места, где происходит действие). Объем текстов - примерно 120 слов.

Письмо и письменная речь. Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний. Написание с использованием образца поздравления, короткого личного письма.

88(1).9.5. Обучение грамоте.

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.

Различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Ъ (твердый знак) как разделительный знак между звонкими согласными звуками и предшествующим йотированным согласным звуком (люнъетэ). Ь (мягкий знак) как знак для обозначения гортанно-смычного согласного звука после мягкого глухого согласного [л] и согласного звука [с']. Ъ (твердый знак) как знак для обозначения гортанно-смычного согласного звука после всех согласных звуков. Знакомство с чукотским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.