51.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (кумыкскому) языку на уровне начального общего образования

51.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (кумыкскому) языку на уровне начального общего образования.

51.10.1. В результате изучения родного (кумыкского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (кумыкского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (кумыкского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (кумыкского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (кумыкского) языка).

51.10.2. В результате изучения родного (кумыкского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

51.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (кумыкского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

51.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

51.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

51.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

51.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

51.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

51.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

51.10.3. Предметные результаты изучения родного (кумыкского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

выделять предложения из речи;

определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

устанавливать связь слов в предложении;

понимать различие между звуками и буквами;

устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;

различать слово и слог, определять количество слогов в слове;

делить слова на слоги;

освоить правила переноса слов;

рассуждать о словах, отвечающих на вопросы "ким?" ("кто?"), "не?" ("кто?");

рассуждать о словах, отвечающих на вопросы "нечик?" ("какой?");

рассуждать о словах, отвечающих на вопросы "не этген?" ("что делал?"), "не болгъан?" ("что случилось?"), "не этежек" ("что будет делать?"), "не эте?" ("что делает?").

51.10.4. Предметные результаты изучения родного (кумыкского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения, соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации, порядка слов;

устанавливать связи слов между словами в предложении;

восстанавливать деформированные предложения;

отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

понимать тему и главную мысль текста, подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

составлять текст по рисунку, вопросам и ключевым словам, составлять текст по его началу и по его концу;

озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

составлять небольшие повествовательные и описательные тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

различать понятия "звук" и "буква", правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

различать буквы, обозначающие гласные звуки;

различать буквы, обозначающие согласные звуки;

находить в слове кумыкские специфические согласные звуки;

правильно произносить кумыкские специфические согласные звуки;

объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах;

определять функции букв ь, ъ;

определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

определять ударный и безударные слоги в слове;

правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

использовать знание алфавита при работе со словарями;

определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;

осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

применять изученные правила правописания: буква й в словах, перенос слов, прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определенной частью речи;

находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, различать разумные и неразумные имена существительные по вопросам "ким?" ("кто?"), "не?" ("кто?"), собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имен существительных;

находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имен прилагательных, роль в предложении;

находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении;

различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

наблюдать над словами, употребленными в прямом и переносном значении;

различать слова близкие и противоположные по значению.

51.10.5. Предметные результаты изучения родного (кумыкского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

находить в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

различать предложение и словосочетание;

выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

различать понятия "члены предложения" и "части речи";

находить главные (подлежащее, сказуемое и прямое дополнение) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении, отражать ее в схеме;

соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

отличать основу предложения от словосочетания, выделять в предложении словосочетания;

разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее, сказуемое и прямое дополнение), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее, сказуемое или прямое дополнение, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания;

наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);

пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;

осознавать значение понятия "родственные слова", соотносить его с понятием "однокоренные слова";

различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных и гласных в корне;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, суффикс;

выделять нулевое окончание;

подбирать слова с заданной морфемой;

образовывать слова с помощью суффикса, осознавать значение новых слов;

распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объеме программы);

распознавать имена существительные, находить начальную форму имени существительного, определять грамматические признаки (число, падеж), изменять имена существительные по числам и падежам;

распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа;

распознавать имена прилагательные, определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного, изменять имена прилагательные по числам;

распознавать глаголы: определять грамматические признаки глагола, форму времени, число;

узнавать имена числительные (общее представление), распознавать количественные и порядковые имена числительные;

производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объеме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

применять ранее изученные правила правописания, а также: гласные и согласные в изменяемых при письме словах, падежные окончания имен существительных, окончания имен прилагательных, раздельное написание составных глаголов, окончания глаголов, сложные слова, знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

51.10.6. Предметные результаты изучения родного (кумыкского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по заданным теме и плану, ключевым словам, на свободную тему);

сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие;

классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации;

обосновывать использование знаков препинания в конце предложений;

находить обращение в предложении, составлять предложения с обращением;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;

выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения;

разбирать предложение по членам предложения;

распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте;

определять, каким членом предложения являются однородные члены;

соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;

составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами;

объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами;

сравнивать простые и сложные предложения;

различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

выделять в сложном предложении его основы;

определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, классифицировать слова по частям речи;

распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объеме программы);

пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

определять грамматические признаки имен существительных - склонение, число, падеж;

наблюдать за употреблением падежей в устной и письменной речи;

определять грамматические признаки имен прилагательных - субстантивированных прилагательных;

узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов, правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

распознавать глагол среди других частей речи, определять грамматические признаки глаголов - время, число;

соотносить начальную форму и временные формы глаголов;

распознавать временные формы глаголов;

осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем, общем и будущем временах, изменяя глаголы по временам и числам;

применять ранее изученные правила правописания: падежные окончания имен существительных, местоимения ниж (мы) и нилъ (мы), окончания имен прилагательных, раздельное написание составных глаголов, окончания глаголов, сложные слова, знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки, знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами, запятая между частями сложного предложения.