51.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (кумыкскому) языку на уровне начального общего образования
51.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (кумыкскому) языку на уровне начального общего образования.
51.10.1. В результате изучения родного (кумыкского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (кумыкского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (кумыкского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (кумыкского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (кумыкского) языка).
51.10.2. В результате изучения родного (кумыкского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
51.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (кумыкского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
51.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
51.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
51.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
51.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
51.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
51.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
51.10.3. Предметные результаты изучения родного (кумыкского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
различать слово и слог, определять количество слогов в слове;
освоить правила переноса слов;
рассуждать о словах, отвечающих на вопросы "ким?" ("кто?"), "не?" ("кто?");
рассуждать о словах, отвечающих на вопросы "нечик?" ("какой?");
рассуждать о словах, отвечающих на вопросы "не этген?" ("что делал?"), "не болгъан?" ("что случилось?"), "не этежек" ("что будет делать?"), "не эте?" ("что делает?").
51.10.4. Предметные результаты изучения родного (кумыкского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения, соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации, порядка слов;
устанавливать связи слов между словами в предложении;
восстанавливать деформированные предложения;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
составлять текст по рисунку, вопросам и ключевым словам, составлять текст по его началу и по его концу;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
составлять небольшие повествовательные и описательные тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
различать понятия "звук" и "буква", правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
различать буквы, обозначающие гласные звуки;
различать буквы, обозначающие согласные звуки;
находить в слове кумыкские специфические согласные звуки;
правильно произносить кумыкские специфические согласные звуки;
объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах;
определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
определять ударный и безударные слоги в слове;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
использовать знание алфавита при работе со словарями;
определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
применять изученные правила правописания: буква й в словах, перенос слов, прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определенной частью речи;
находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, различать разумные и неразумные имена существительные по вопросам "ким?" ("кто?"), "не?" ("кто?"), собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имен существительных;
находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имен прилагательных, роль в предложении;
находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении;
различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
наблюдать над словами, употребленными в прямом и переносном значении;
различать слова близкие и противоположные по значению.
51.10.5. Предметные результаты изучения родного (кумыкского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
находить в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
различать предложение и словосочетание;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия "члены предложения" и "части речи";
находить главные (подлежащее, сказуемое и прямое дополнение) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении, отражать ее в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
отличать основу предложения от словосочетания, выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее, сказуемое и прямое дополнение), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее, сказуемое или прямое дополнение, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания;
наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;
осознавать значение понятия "родственные слова", соотносить его с понятием "однокоренные слова";
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных и гласных в корне;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, суффикс;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью суффикса, осознавать значение новых слов;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объеме программы);
распознавать имена существительные, находить начальную форму имени существительного, определять грамматические признаки (число, падеж), изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа;
распознавать имена прилагательные, определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного, изменять имена прилагательные по числам;
распознавать глаголы: определять грамматические признаки глагола, форму времени, число;
узнавать имена числительные (общее представление), распознавать количественные и порядковые имена числительные;
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объеме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
применять ранее изученные правила правописания, а также: гласные и согласные в изменяемых при письме словах, падежные окончания имен существительных, окончания имен прилагательных, раздельное написание составных глаголов, окончания глаголов, сложные слова, знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
51.10.6. Предметные результаты изучения родного (кумыкского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по заданным теме и плану, ключевым словам, на свободную тему);
сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие;
классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации;
обосновывать использование знаков препинания в конце предложений;
находить обращение в предложении, составлять предложения с обращением;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;
выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения;
разбирать предложение по членам предложения;
распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте;
определять, каким членом предложения являются однородные члены;
соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;
составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами;
объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами;
сравнивать простые и сложные предложения;
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
выделять в сложном предложении его основы;
определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объеме программы);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
определять грамматические признаки имен существительных - склонение, число, падеж;
наблюдать за употреблением падежей в устной и письменной речи;
определять грамматические признаки имен прилагательных - субстантивированных прилагательных;
узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов, правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать глагол среди других частей речи, определять грамматические признаки глаголов - время, число;
соотносить начальную форму и временные формы глаголов;
распознавать временные формы глаголов;
осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем, общем и будущем временах, изменяя глаголы по временам и числам;
применять ранее изученные правила правописания: падежные окончания имен существительных, местоимения ниж (мы) и нилъ (мы), окончания имен прилагательных, раздельное написание составных глаголов, окончания глаголов, сложные слова, знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки, знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами, запятая между частями сложного предложения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей