26.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (адыгейскому) языку на уровне начального общего образования

26.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (адыгейскому) языку на уровне начального общего образования.

26.10.1. В результате изучения родного (адыгейского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение адыгейского языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса адыгейского языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе адыгейского языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению адыгейского языка).

26.10.2. В результате изучения родного (адыгейского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

26.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления адыгейского языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

26.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

26.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации;

понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

26.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

26.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

26.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

26.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

26.10.3. Предметные результаты изучения родного (адыгейского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать устную и письменную речь, слово и предложение;

выделять слова в предложении, менять их местами, составлять предложения из данных слов, читать предложения с соблюдением интонации;

выделять слоги в слове, определять количество слогов в слове,

различать звук и букву;

различать гласные и согласные звуки, правильно произносить специфичные звуки адыгейского языка;

устанавливать число и последовательность звуков в слове;

называть адыгейский алфавит, правильно писать буквы адыгейского алфавита;

правильно читать и писать слова с простыми согласными: ж, к, х, а также со сложными согласными: жъ, жъу, къ, къу, хъ, хъу и другие;

применять правила орфографии и пунктуации (в рамках изученного материала);

читать по слогам, читать с плавным переходом к чтению целыми словами;

писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с их произношением;

работать со словарем.

26.10.4. Предметные результаты изучения родного (адыгейского) языка. К концу обучения в 2 классе обучающийся научится:

определять качественную характеристику согласных и гласных звуков;

проводить фонетический анализ слов (простые случаи);

правильно писать и произносить слова со звуком [э], слова со звуком [кI] и буквой кI;

различать лабиализованные и абруптивные согласные (на практическом уровне без использования терминов);

различать простые и сложносоставные буквы;

определять значение слова по контексту и по словарю;

различать и использовать в речи слова близкие и противоположные по смыслу;

различать по вопросам слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета;

различать собственные и нарицательные имена (на практическом уровне без употребления терминов);

различать предложение, словосочетание, слово;

объяснять связь слов в предложении;

различать и использовать в речи предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) и предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные);

составлять тексты, соблюдая структуру текста, подбирать заглавие текста, соблюдать последовательность предложений при составлении текста, работать с деформированным текстом;

составлять план текста (с помощью учителя);

использовать правила орфографии и пунктуации (в рамках изученного материала).

26.10.5. Предметные результаты изучения родного (адыгейского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

соблюдать правила речевого этикета;

выделять в слове корень (простые случаи), подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

выделять в слове приставку, суффикс, окончание (простые случаи);

различать и использовать в речи однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значением;

определять часть речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросу;

определять число имени существительного, изменять имя существительное по числам и определять его роль в предложении;

определять число имени прилагательного; изменять имя прилагательное по числам и определять его роль в предложении;

определять время глагола: настоящее, прошедшее, будущее, изменять глагол по временам;

определять число глагола, изменять глагол по числам;

определять предложения по цели высказывания и по интонации;

устанавливать связь между словами в предложении и в словосочетании;

различать главные и второстепенные члены предложения;

определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса (с помощью учителя);

составлять план текста (самостоятельно);

различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение;

использовать правила орфографии и пунктуации (в рамках изученного материала).

26.10.6. Предметные результаты изучения родного (адыгейского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

использовать в речи правила адыгейского речевого этикета;

различать однокоренные слова и синонимы;

проводить разбор слова по составу (простые случаи);

различать синонимы и антонимы, правильно использовать их в речи, подбирать к синонимам антонимы и наоборот, продолжать синонимичный ряд;

использовать в речи фразеологизмы, объяснять значение фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых выражений (распространенные случаи);

работать с лингвистическими словарями;

определять падеж имени существительного и изменять имена существительные по падежам;

склонять имена существительные во множественном числе;

правильно образовывать имена существительные;

проводить морфологический разбор имени существительного;

определять падеж имени прилагательного и изменять имена прилагательные по падежам;

проводить морфологический разбор имени прилагательного;

определять синтаксическую роль имени прилагательного;

иметь общее представление об имени числительном;

различать и использовать в речи количественные и порядковые числительные;

образовывать словосочетания с числительным и существительным;

различать местоимение от других частей речи;

склонять местоимения;

определять число, время, лицо глагола, изменять глагол по числам, временам, лицам;

образовывать глаголы от других частей речи;

проводить морфологический разбор глагола;

использовать союзы в речи, соблюдать пунктуацию в предложениях с союзами;

определять и называть главные и второстепенные члены предложения;

различать и использовать в речи распространенные и нераспространенные предложения;

проводить синтаксический разбор простого предложения;

выделять однородные члены предложения и самостоятельно составлять предложения с однородными членами предложения;

различать простое и сложное предложение (на практическом уровне);

писать письмо и поздравление;

находить в предложении обращение и правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями;

определять значение изучения родного языка.