26.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (адыгейскому) языку на уровне начального общего образования
26.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (адыгейскому) языку на уровне начального общего образования.
26.10.1. В результате изучения родного (адыгейского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение адыгейского языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса адыгейского языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе адыгейского языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению адыгейского языка).
26.10.2. В результате изучения родного (адыгейского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
26.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления адыгейского языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
26.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
26.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
26.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
26.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
26.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
26.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
26.10.3. Предметные результаты изучения родного (адыгейского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
различать устную и письменную речь, слово и предложение;
выделять слова в предложении, менять их местами, составлять предложения из данных слов, читать предложения с соблюдением интонации;
выделять слоги в слове, определять количество слогов в слове,
различать гласные и согласные звуки, правильно произносить специфичные звуки адыгейского языка;
устанавливать число и последовательность звуков в слове;
называть адыгейский алфавит, правильно писать буквы адыгейского алфавита;
правильно читать и писать слова с простыми согласными: ж, к, х, а также со сложными согласными: жъ, жъу, къ, къу, хъ, хъу и другие;
применять правила орфографии и пунктуации (в рамках изученного материала);
читать по слогам, читать с плавным переходом к чтению целыми словами;
писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с их произношением;
26.10.4. Предметные результаты изучения родного (адыгейского) языка. К концу обучения в 2 классе обучающийся научится:
определять качественную характеристику согласных и гласных звуков;
проводить фонетический анализ слов (простые случаи);
правильно писать и произносить слова со звуком [э], слова со звуком [кI] и буквой кI;
различать лабиализованные и абруптивные согласные (на практическом уровне без использования терминов);
различать простые и сложносоставные буквы;
определять значение слова по контексту и по словарю;
различать и использовать в речи слова близкие и противоположные по смыслу;
различать по вопросам слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета;
различать собственные и нарицательные имена (на практическом уровне без употребления терминов);
различать предложение, словосочетание, слово;
объяснять связь слов в предложении;
различать и использовать в речи предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) и предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные);
составлять тексты, соблюдая структуру текста, подбирать заглавие текста, соблюдать последовательность предложений при составлении текста, работать с деформированным текстом;
составлять план текста (с помощью учителя);
использовать правила орфографии и пунктуации (в рамках изученного материала).
26.10.5. Предметные результаты изучения родного (адыгейского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
соблюдать правила речевого этикета;
выделять в слове корень (простые случаи), подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
выделять в слове приставку, суффикс, окончание (простые случаи);
различать и использовать в речи однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значением;
определять часть речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросу;
определять число имени существительного, изменять имя существительное по числам и определять его роль в предложении;
определять число имени прилагательного; изменять имя прилагательное по числам и определять его роль в предложении;
определять время глагола: настоящее, прошедшее, будущее, изменять глагол по временам;
определять число глагола, изменять глагол по числам;
определять предложения по цели высказывания и по интонации;
устанавливать связь между словами в предложении и в словосочетании;
различать главные и второстепенные члены предложения;
определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса (с помощью учителя);
составлять план текста (самостоятельно);
различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение;
использовать правила орфографии и пунктуации (в рамках изученного материала).
26.10.6. Предметные результаты изучения родного (адыгейского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
использовать в речи правила адыгейского речевого этикета;
различать однокоренные слова и синонимы;
проводить разбор слова по составу (простые случаи);
различать синонимы и антонимы, правильно использовать их в речи, подбирать к синонимам антонимы и наоборот, продолжать синонимичный ряд;
использовать в речи фразеологизмы, объяснять значение фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых выражений (распространенные случаи);
работать с лингвистическими словарями;
определять падеж имени существительного и изменять имена существительные по падежам;
склонять имена существительные во множественном числе;
правильно образовывать имена существительные;
проводить морфологический разбор имени существительного;
определять падеж имени прилагательного и изменять имена прилагательные по падежам;
проводить морфологический разбор имени прилагательного;
определять синтаксическую роль имени прилагательного;
иметь общее представление об имени числительном;
различать и использовать в речи количественные и порядковые числительные;
образовывать словосочетания с числительным и существительным;
различать местоимение от других частей речи;
определять число, время, лицо глагола, изменять глагол по числам, временам, лицам;
образовывать глаголы от других частей речи;
проводить морфологический разбор глагола;
использовать союзы в речи, соблюдать пунктуацию в предложениях с союзами;
определять и называть главные и второстепенные члены предложения;
различать и использовать в речи распространенные и нераспространенные предложения;
проводить синтаксический разбор простого предложения;
выделять однородные члены предложения и самостоятельно составлять предложения с однородными членами предложения;
различать простое и сложное предложение (на практическом уровне);
находить в предложении обращение и правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей