97.7. Содержание обучения во 2 классе

97.7. Содержание обучения во 2 классе.

97.7.1. Развитие речи.

97.7.1.1. Общие сведения о языке.

Языковое и культурное многообразие Российской Федерации. Русский язык - государственный язык. Государственные языки Республики Саха (Якутия). Якутский язык - родной язык народа саха.

97.7.1.2. Культура общения.

Речь - средство общения. Культура устного общения: умение слушать, говорить, задавать и отвечать на вопросы (выбор языковых средств). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор и другие). Приемы эффективного взаимодействия в паре и группе. Соблюдение норм речевого этикета. Особенности речевого этикета якутов. Невербальное общение. Фразеологизмы, образные слова, описывающие невербальные средства общения.

Составление устного рассказа на основе картин, личных наблюдений и вопросов.

97.7.1.3. Текст.

Признаки текста (смысловое единство, последовательность предложений в тексте, законченная мысль). Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Подбор заголовков. Части текста, их последовательность и абзацы (модель текста). Составление небольшого текста. Восстановление деформированных предложений текста и корректирование частей (абзацев) текста.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Понимание текста: анализ информации в тексте и формулирование простых выводов. Выразительное чтение текста вслух (с правильной интонацией и паузами в соответствии с знаками препинания). Подробное изложение текста на основе вопросов (объем 30 - 45 слов).

97.7.2. Фонетика, графика, орфоэпия и орфография.

Особенности звуков якутского языка. Различение и произношение гласных звуков. Долгие и краткие гласные звуки. Дифтонги. Классификация гласных звуков: передние и задние, узкие и широкие. Гармония гласных звуков. Согласный звук. Звонкие и глухие согласные звуки. Сочетания согласных звуков. Звуко-буквенный анализ слова. Правописание звуков в заимствованных словах. Роль удвоенных согласных и сочетания согласных при делении слова на слоги. Правила переноса слова.

Особенность интонации якутской речи. Нарушение орфоэпических норм: влияние соседнего звука, диалектное слово, влияние звуков заимствованных слов. Правильное произношение звуков в соответствии с нормами литературного языка. Использование орфоэпического словаря.

Фонетический принцип якутского письма (правописание исконно якутских слов). Морфологический принцип (правописание слов с аффиксами). Условный принцип (правописание слов с разным произношением). Орфографический словарь. Использование алфавита при работе со словарем.

Небуквенные графические средства (пробел между словами, абзац (красная строка), знаки переноса слов).

97.7.3. Лексика.

Лексическое значение слова. Литературное и диалектное слово. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Значение толкового словаря. Выявление слов, требующих уточнения значения.

97.7.4. Состав слова. Морфология.

Состав слова. Основа слова и аффиксы. Образование слов. Различия якутского словообразования от образования слов в русском языке. Наблюдение над формообразующими и словообразовательными аффиксами.

Имя существительное: общее значение, вопросы "ким?", "туох?" (роль правильной постановки вопроса к слову), употребление в речи.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы "хайдах?", "ханнык?" (роль правильной постановки вопроса к слову), употребление в речи.

Глагол. Общее значение, вопросы "тугу гынар?", "хайыыр?" (роль правильной постановки вопроса к слову), употребление в речи.

Служебные слова (частицы, союзы, послелоги, модальные слова). Междометие.

97.7.5. Синтаксис и пунктуация.

Предложение как единица языка. Порядок слов в предложении. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.