41.6. Содержание обучения в 1 классе

41.6. Содержание обучения в 1 классе.

41.6.1. Начальным этапом изучения родного (калмыцкого) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (калмыцкий) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (калмыцком) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.

41.6.2. Обучение грамоте.

41.6.2.1. Развитие речи.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем.

Первоначальное представление о тексте. Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

Предмет и называющее его слово.

Слова, отвечающие на вопросы "Кен?" ("кто?") и "Юн?" ("что?)". Слова, обозначающие действия. Общее понятие о слове и предложении.

Учебный диалог на заданные темы и ситуации.

Составление небольших рассказов повествовательного характера из серии сюжетных картинок, занятий, наблюдений.

Речевой этикет. Этикетные слова калмыцкого языка (приветствие - "Мендвт", "Менд!" ("Здравствуй!" ("Привет"), прощание - 00000425.png ("До свидания!") и другие).

Интонация вопросительного предложения.

41.6.2.2. Слово и предложение.

Наблюдение за значением слова. Слова с близким и противоположным значением.

Роль слова в общении, его функция. Правильное употребление в речи слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.

Слово и словосочетание.

Восприятие слова как объекта изучения. Различение слова и обозначаемого им предмета.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Оформление предложений при письме. Чтение предложений с различной интонацией. Отработка навыков интонирования.

Счет от 1 до 10. Числительные: количественные, порядковые, числительные, обозначающие возраст кого-либо.

41.6.2.3. Фонетика.

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности и количества звуков в слове. Характеристика звуков речи с использованием схемы. Соотнесение изучаемых звуков родного (калмыцкого) языка со звуками русского языка. Звуки, передаваемые буквами 00000426.png.

Различение гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных. Специфические звуки калмыцкого языка 00000427.wmz, 00000428.wmz, 00000429.wmz, [гъ], [дж], [нъ].

Слог как минимальная единица произношения. Деление слов на слоги. Количество слогов в слове. Чтение слов по слогам.

41.6.2.4. Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы калмыцкого языка: 00000430.png. Прописная и строчная буквы. Алфавит. Отличие калмыцкого алфавита от русского.

Слоговой принцип калмыцкой графики. Специфические фонемы калмыцкого языка: 00000431.png. Звуко-буквенный анализ слов.

Функции букв я, ю, е, 00000432.wmz, выражающие соответственно звукосочетания [йа], [йу], [йэ], [йо].

Последовательность букв в калмыцком алфавите.

41.6.2.5. Чтение.

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами. Чтение с интонациями и паузами в соответствии с пунктуацией. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и небольших текстов. Выразительное чтение небольших прозаических текстов и стихотворений. Пересказ текста по вопросам учителя и самостоятельно. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целых слов). Орфографическое чтение (проговаривание).

41.6.2.6. Письмо.

Обучение письму и формирование каллиграфического навыка. Знакомство с гигиеническими требованиями, которые необходимо соблюдать во время письма. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради, рабочей тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо слов и предложений под диктовку. Приемы и последовательность правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

41.6.2.7. Орфография и пунктуация.

Раздельное написание слов, прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных, названиях улиц, сел и городов), правописание букв 00000433.png в именах собственных и заимствованных словах, правописание букв данных и другие. Правописание слов с буквами, перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.

41.6.3. Систематический курс.

41.6.3.1. Общие сведения о языке.

Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.

41.6.3.2. Фонетика.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Специфические звуки калмыцкого языка. Слог. Количество слогов в слове. Деление слов на слоги.

41.6.3.3. Графика.

Звук и буква. Различение звуков и букв. Специфические буквы калмыцкого языка.

Буквы я, ю, е, ё. Прописная буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных.

Калмыцкий алфавит: буквы, их последовательность.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.

41.6.3.4. Орфоэпия.

Произношение звуков и сочетаний звуков: 00000434.png, 00000435.png и другие. Гармония гласных.

41.6.3.5. Лексика.

Слово как единица языка (ознакомление).

Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление).

Синонимы и антонимы (общее представление, без введения терминов).

Лексический минимум:

00000436.png

00000437.png

00000438.png

00000439.png

00000440.png

00000441.png

41.6.3.6. Синтаксис.

Словосочетание (ознакомление). Предложение как единица языка (ознакомление).

Порядок слов в предложении. Правила написания предложения. Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.

Текст. Признаки текста. Тема текста, заголовок текста.

41.6.3.7. Орфография и пунктуация.

Раздельное написание слов в предложении, прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных, правописание букв 00000442.png; перенос слов, знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.

41.6.3.8. Развитие речи.

Речь как основная форма общения между людьми. Речь устная и письменная: основные отличия. Слово как единица речи. Роль слова в речи. Предложение и текст как единицы речи (ознакомление). Заголовок текста. Составление собственного текста.

Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения ("Таньлдлhн" ("Знакомство"), 00000443.png ("Погода"), 00000444.png ("Моя семья"), "Мини гер" ("Мой дом"). Чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи.

Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).