63.6. Содержание обучения в 1 классе
63.6.1. Начальным этапом изучения родного (осетинского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (осетинский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (осетинском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.
Раздельное изучение учебных предметов "Родной (осетинский) язык" и "Литературное чтение на родном (осетинском) языке" начинается со 2 класса.
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения, чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов. Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
63.6.1.2. Слово и предложение.
Наблюдение за лексическим значением слова. Роль слова в общении, его функция. Правильное употребление в речи слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.
Различение слова и предложения. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Оформление предложений при письме. Чтение предложений с различной интонацией. Различение предложений по интонации. Отработка навыков интонирования. Определение количества предложений в тексте. Схема предложения.
63.6.1.3. Фонетика, орфоэпия, графика.
Звуки осетинского языка. Специфичные звуки осетинского языка. Гласные звуки: [а], [], [ы], согласные звуки: [хъ], [къ], [тъ], [цъ], [чъ], [гъ], [дж], [дз]. Удвоенные согласные: тт, сс, мм, лл, рр, пп. Парные согласные: с-з, с-ш, з-ж, ч-дж, дз-з. Фонетический анализ слова (с помощью учителя). Функция ъ и ь в осетинском языке. Звуковая модель слова.
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного осетинского литературного языка.
Знакомство с алфавитом осетинского языка как последовательностью букв. Значение алфавита. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков буквами. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Буква ъ как согласный звук и буква. Буква ь и ее функции.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради, на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Звук и буква. Гласные и согласные звуки. Правильное обозначение звуков буквами. Согласные звуки. Буквы, состоящие из двух знаков (къ, хъ, тъ, пъ, гъ, чъ, цъ, дз, дж). Удвоенные согласные в словах.
Алфавит осетинского языка. Количество букв. Значение букв в языке.
Предложение. Строение предложения в осетинском языке. Схема предложения. Определение начала и конца предложения. Различение предложений по интонации.
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.
Текст. Деление текста на предложения. Связь между предложением и словами.
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Толковый словарь.
Слова, обозначающие названия предметов, их признаки и слова, выражающие действие. Вопросы "чи?" ("кто?") и "цы?" ("что?"). Вопрос "чи?" задается только к словам, обозначающим человека.
Слова, отвечающие на вопросы "" ("какой?"), "" ("какого цвета?").
Слова, отвечающие на вопросы "" ("что делает?"), "?" ("что делать?").
63.6.2.5. Орфография, пунктуация.
Прописная буква в именах и фамилиях, названиях городов и сел, улиц и рек, клички животных, названиях журналов и газет.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей