144.5. Пояснительная записка

144.5. Пояснительная записка.

144.5.1. Программа по литературному чтению на родном (хакасском) языке разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

144.5.2. Программа по литературному чтению на родном (хакасском) языке позволит учителю:

определить обязательную часть содержания учебного предмета;

реализовать в процессе преподавания литературного чтения на родном (хакасском) языке современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО;

определить и структурировать планируемые результаты освоения программы по годам обучения.

144.5.3. Литературное чтение, опираясь на хакасскую литературу, отражает эстетические и культурные ценности хакасского народа, создававшиеся на протяжении многих веков. Лучшие образцы фольклора и литературы хакасского народа обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир обучающихся, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту своего народа и всего человечества, поэтому в поликультурной языковой среде литературное чтение должна изучаться на основе диалога культур.

144.5.4. Изучение произведений хакасской литературы предусматривает развитие навыков анализа литературного текста, создание условий для развития позитивной этнической идентификации, приобретения первоначальных системных знаний об истории, языке, культуре, философии своего народа.

144.5.5. Программа по литературному чтению на родном (хакасском) языке ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

144.5.6. Литературное чтение на родном (хакасском) языке - один из основных учебных предметов начального общего образования - является первым звеном единой системы литературного образования обучающихся. Успешность изучения учебного предмета "Литературное чтение на родном (хакасском) языке" обеспечивает результативность обучения по другим учебным предметам начального общего образования.

144.5.7. Особенность учебного предмета "Литературное чтение на родном (хакасском) языке" заключается в его тесной интеграции с родным (хакасским) языком. Оба предмета являют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с изучением родного (хакасского) языка.

144.5.8. При определении содержания учебного предмета "Литературное чтение на родном (хакасском) языке" в центре внимания находятся:

важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени - вплоть до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть и другие). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия обучающихся начального общего образования произведений хакасских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику хакасской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает обучающимся понять ценности национальной культурной традиции, ключевые понятия хакасской культуры;

интересы ребенка младшего школьного возраста: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники обучающегося, через их восприятие обучающиеся открывают для себя культурно-исторические понятия;

произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет обучающемуся глазами сверстника увидеть хакасскую культуру в разные исторические периоды.

144.5.9. Изучение литературного чтения на родном (хакасском) языке направлено на достижение следующих целей:

воспитание ценностного отношения к хакасской литературе и хакасскому языку как важнейшей части этнической культуры;

включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;

осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение хакасской культуры;

развитие читательских умений в овладении осознанного, правильного и выразительного чтения на хакасском языке; формирование функциональной литературной грамотности и всех видов речевой деятельности на родном (хакасском) языке;

обеспечение интенсивного совершенствования чтения обучающихся через освоение "смыслов" литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.

144.5.10. Достижение поставленных целей реализации программы по литературному чтению на родном (хакасском) языке предусматривает решение следующих задач:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту хакасского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у обучающегося интереса к родной (хакасской) литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального сознания и отраженных в родной (хакасской) литературе;

обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях хакасского языка на основе изучения произведений родной (хакасской) литературы;

формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;

совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;

развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.

144.5.11. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (хакасском) языке" - 135 часов: в 1 классе - 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).