61.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (нивхский) языку на уровне начального общего образования
61.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (нивхский) языку на уровне начального общего образования.
61.10.1. В результате изучения родного (нивхского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (нивхского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (нивхского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (нивхского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (нивхского) языка).
61.10.2. В результате изучения родного (нивхского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
61.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (нивхского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
61.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
61.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
61.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
61.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
61.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
61.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
61.10.3. Предметные результаты изучения родного (нивхского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;
рассказывать о себе, родственниках;
соблюдать нормы нивхского языка в устной и письменной речи;
читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу;
писать прописные и строчные буквы;
писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;
вырабатывать связное и ритмичное написание букв;
писать под диктовку слова, тексты объемом не более 8 слов;
распознавать устную и письменную речь;
различать слово, предложение и текст;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении;
писать прописные буквы в начале предложения и в именах собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, топонимах);
правильно оформлять предложение при письме, выбирать знак конца предложения;
выделять в слове ударение, ударный слог;
произносить и различать на слух гласные звуки нивхского языка - с долготой и без;
произносить и различать на слух согласные звуки - звонкие, глухие, придыхательные и непридыхательные, сонанты;
определять количество и последовательность звуков в слове;
различать звуки и буквы (букву как знак звука);
переносить слова на другую строку;
правильно читать специфичные согласные звуки нивхского языка;
составлять и сравнивать звуковые модели различных слов;
правильно употреблять при письме буквы, обозначающие специфичные звуки нивхского языка;
проводить звуковой и звуко-буквенный анализ слова;
проводить слого-звуковой разбор слова;
правильно называть буквы, их последовательность;
использовать алфавит для упорядочения списка слов;
писать заглавные буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, топонимах, в начале предложения;
устанавливать правильный порядок слов в предложении;
находить в предложении слова, обозначающие предметы и действие предмета;
устанавливать в предложении слова-действия;
вести диалог, расспрашивая собеседника, отвечая на его вопросы;
воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;
иметь представление о лексике этикета;
владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста;
использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нивхского языка: называть времена года и части дня, членов семьи и родственников, предметы мебели в доме и предметы посуды, водоплавающих птиц и рыб, деревьев, кустарников и ягод, образовывать от названий диких и домашних животных названия их детенышей, составлять на родном языке предложения, описывающие действия людей, описывать внутреннее убранство дома, грамотно переводить тексты по теме с русского на нивхский язык и наоборот.
61.10.4. Предметные результаты изучения родного (нивхского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
составлять небольшое описание картины на родном языке;
рассказывать на родном языке о друзьях, любимых животных, каникулах;
понимать на слух речь учителя и других обучающихся;
воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале
находить в тексте нужную информацию;
выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 10 слов;
писать изложения и тексты под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 12 слов с учетом изученных правил правописания;
применять правила правописания и теоретический материал, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;
находить в тексте слова с заданным звуком;
проводить звуковой и звуко-буквенный анализ слова;
проводить слого-звуковой разбор слова;
использовать словарь нивхского языка;
определять лексическое значение слова с помощью словаря;
выявлять в тексте случаи употребления элементарных синонимов и антонимов (без употребления терминов);
находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое;
распознавать самостоятельные части речи;
выделять среди имен существительных собственные и нарицательные;
определять число имен существительных;
находить суффиксы в существительных множественного числа;
различать глаголы среди других слов и в тексте;
отличать глаголы изъявительного и повелительного наклонений;
распознавать глаголы настояще-прошедшего времени;
строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);
составлять словосочетания и предложения с числительными счета предметов разнообразной формы до 10;
различать предложения по цели высказывания и по интонации;
соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;
анализировать уместность использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога;
использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нивхского языка: описывать времена года, погоду, занятие людей, дом или квартиру и помощь родителям по дому, действия детей в играх, на летних каникулах, украшение новогодней елки, называть учебные предметы (любимые или нелюбимые), диких и домашних животных, составлять поздравление с Новым годом и 8 Марта, называть блюда традиционной кухни и продукты для приготовления блюд, описывать родное село или город, выражать симпатию и антипатию к героям сказки, грамотно переводить тексты по теме с русского на нивхский язык и наоборот.
61.10.5. Предметные результаты изучения родного (нивхского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
строить устное диалогическое и монологическое высказывания;
разыгрывать готовые диалоги на изученные темы;
читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;
кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному), используя речевые средства нивхского языка;
устанавливать последовательность событий в тексте;
определять вид текста: повествовательный, описательный, текст-рассуждение;
правильно списывать слова, предложения, текст объемом не более 15 слов;
писать изложения и тексты под диктовку объемом не более 15 слов с учетом изученных правил правописания;
понимать этнокультурные и социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала;
проводить фонетическую запись слов;
находить чередующиеся звуки в словосочетаниях и уметь их чередовать;
выделять корень слова (простые случаи);
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
определять формообразующие и словообразующие аффиксы;
находить и определять главные члены предложения;
иметь представление о второстепенных членах предложения;
иметь представление о простых и сложных предложениях;
понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка;
определять синонимы, антонимы и омонимы в речи;
подбирать синонимы к словам разных частей речи;
составлять словосочетания и предложения с числительными для счета животных до 10;
определять грамматические признаки имен существительных;
различать существительные одушевленные и неодушевленные;
определять личные, вопросительные и указательные местоимения; использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте;
находить качественные глаголы;
проводить морфологический разбор;
находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое;
писать сочинение по картине, используя выразительные средства языка;
соблюдать нормы нивхского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нивхского языка: описывать расписание уроков, внешность родственников, традиционные занятия и увлечения в семье нивхские детские игры, животных и места их обитания, традиционные занятия и отдых семьи, летние каникулы и развлечения детей, называть орудия рыболовства и рыб, грамотно переводить тексты по теме с русского на нивхский язык и наоборот.
61.10.6. Предметные результаты изучения родного (нивхского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
читать про себя небольшие тексты и полностью понимать их содержание;
самостоятельно создавать небольшие устные и письменные тексты;
определять значение незнакомых слов по контексту;
правильно списывать текст объемом не более 20 слов;
писать изложения и тексты под диктовку объемом не более 20 слов с учетом изученных правил правописания;
определять словообразующие и формообразующие аффиксы;
образовывать новые слова при помощи аффиксов;
находить чередующиеся звуки в словосочетаниях и уметь их чередовать;
устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять значение и употребление в речи имя числительное;
составлять словосочетания и предложения с числительными для счета людей до 10;
определять формы глаголов изъявительного наклонения в настояще-прошедшем и будущем времени;
образовывать отрицательные формы глаголов;
определять грамматическую функцию послелогов и союзных слов, находить их в тексте;
находить в предложении второстепенные члены предложения;
находить в предложении однородные члены предложения;
ставить знаки препинания в сложных предложениях и предложениях с обращениями;
проводить синтаксический разбор;
владеть техникой выступления с небольшими сообщениями перед знакомой аудиторией;
выражать собственное мнение, аргументируя его с учетом ситуации общения;
понимать цель письменного пересказа текста;
использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нивхского языка: описывать помощь взрослым в осенних работах, предметы национальной одежды, рассказывать о правилах поведения в лесу, о помощи птицам и животным, о биографии одного из писателей и ученых, о значении названия одного из поселков, грамотно переводить тексты по теме с русского на нивхский язык и наоборот.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей