94.9. Содержание обучения в 4 классе

94.9. Содержание обучения в 4 классе.

94.9.1. Содержательная линия "Система языка".

Сведения о родном (эрзянском) языке.

Значение эрзянского языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, необходимость овладения родным языком, проявление познавательного интереса к родному языку и желание его изучать. Выразительные средства, свойственные эрзянскому языку.

Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.

Фонетика и графика.

Повторение изученного: звуки, буквы, слог; характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам.

Звуко-буквенный анализ слова.

Правописание согласных в корне слова.

Орфоэпия.

Повторение пройденного: правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного эрзянского литературного языка.

Лексика.

Повторение изученного: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов.

Состав слова (морфемика).

Повторение изученного: состав слова, выделение в словах корня, суффикса (суффиксов).

Основа слова.

Значение наиболее употребляемых суффиксов имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Морфология.

Части речи самостоятельные и служебные.

Имя существительное как часть речи. Повторение изученного: имена существительные единственного и множественного числа, собственные и нарицательные существительные, одушевленные и неодушевленные.

Склонение имен существительных. Основное (неопределенное) склонение. Названия и вопросы падежей основного (неопределенного) склонения. Понятие о девяти падежах. Падежные суффиксы (суффиксы падежей).

Использование имени существительного в форме различных падежей. Использование имени существительного с послелогами.

Роль имени существительного в речи.

Морфологический разбор имени существительного как части речи.

Имя прилагательное как часть речи. Значение имени прилагательного в речи и тексте. Образование имен прилагательных. Правила написания имен прилагательных. Изобразительные функции имени прилагательного в предложении и тексте.

Морфологический разбор имени прилагательного как части речи.

Имя числительное как часть речи. Признаки имени числительного. Вопросы, на которые отвечает имя числительное. Имена числительные, обозначающие количество и порядок при счете. Связь имен числительных с именами существительными.

Роль имени числительного в речи.

Морфологический разбор имени числительного как части речи.

Местоимение.

Повторение изученного: личные местоимения.

Личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Роль местоимения в речи.

Морфологический разбор личных местоимений как части речи.

Глагол. Повторение изученного: неопределенная форма глагола, изменение глаголов по лицам и числам в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Отрицательные формы глагола.

Морфологический разбор глагола как части речи.

Наречие. Знакомство с частью речи в процессе анализа текстов в учебнике и составления своих высказываний (как самостоятельная учебная тема "Наречие" не изучается).

Понятие о наречии как о неизменяемой части речи, обозначающей место действия и отвечающей на вопросы "косо?" ("где?"), "ков?", "козо?" ("куда?"), "косто?" ("откуда?"), время действия "зярдо?" ("когда?"), образ действия "кода?" ("как? каким образом?") и другие. Выполнение соответствующих заданий, предполагающих, например, постановку вопроса к выделенным словам: Тейтернесь моры - Тейтернесь моры мазыйстэ "Девочка поет - Девочка поет красиво", Нармунесь ливти - Нармунесь ливти верьга "Птица летит - Птица летит высоко", Церынесь тонавтни - Церынесь тонавтни вадрясто "Мальчик учится - Мальчик учится хорошо", Ялгам тусь. - Ялгам тусь васов "Друг [мой] уехал. - Друг [мой] уехал далеко".

Послелог. Повторение изученного: объединение слов в предложении с помощью послелогов.

Синтаксис.

Повторение изученного: слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, их сходства и различия, виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов), нераспространенные и распространенные предложения.

Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами ды "и", а, но. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.

Синтаксический разбор простого предложения.

Текст. Обучению редактированию текста.

Орфография и пунктуация.

Повторение изученного: орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове, контроль при проверке собственных и предложенных текстов.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзами ды "и", а, но и без союзов.

94.9.2. Содержательная линия "Развитие речи".

Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения, диалог, монолог, отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и собственных) с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Компьютерный текст.

Текст, его тема и идея. Композиция текста.

Обучение составлению плана текста.

Изложение как вид устной и письменной работы (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).

Сочинение как вид письменной работы.

Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Речевой этикет. Формулы, которые используются при извинении: чуман (виноват(а), простямак (прости, извини), простямизь (простите, извините), нолдык (нолдынк) чумом (прости, извини (простите, извините) [меня] (буквально: отпусти(те) вину [мою]). Особенности эпистолярного жанра на родном (эрзянском) языке. Написание письма с помощью компьютера. Использование электронной почты для получения и отправки писем.